— В первую очередь я обеспечиваю финансовую устойчивость. Реструктурирую долги, если они есть. Затем создаю финансовую подушку с помощью накопительных фондов либо кредитов – и то, и другое подходит в ситуации кризиса.
Следующий шаг – оптимизация издержек. Необходимо сократить все ненужное, отказаться от того, что не влияет на основной товаропоток. Плюс держать жесткий контроль над денежным потоком, не делать предоплаты. Моя компания во времена кризисов сразу переходит на постоплаты. Отличным ходом я бы назвал адаптацию бизнес-модели.
Очень помогает удержаться диверсификация доходов. Мы анализируем, какие еще сервисы, продукты, услуги не допродали, можем ли у партнёров получить что-то в качестве продукта или услуги и предложить клиентам. Обязательно нужно держать фокус на работе с существующими клиентами, чтобы удержать их и продать как можно больше услуг и продуктов. Усиливаем сервис, принимаем меры для сокращения количества рекламаций.
И, конечно же, пересматриваем подходы к маркетингу: отказываемся от PR-акций, фокусируемся на digital-маркетинге, потому что он обходится дешевле. Делаем акцент на ценности продукта и предложения, а не цене.
Помогает удержаться на плаву также переход на гибкие формы работы и графики. Максимально привязываем сотрудников к результатам работы. Прокачиваем коммуникации в кросс-функциональных командах, потому люди в кризис обычно "тянут одеяло на себя", а нужно, чтобы они быстро перебрасывали ресурсы людей с одной отдела в другой, "закрывая дыры".
Для стабилизации команды вводим обучение, сертификацию, повышение квалификаций – людей нужно чем-то занять, отвлечь от сложных ситуаций.