Разорвать инвестиционную «ловушку»
Фото: freepik
Эксклюзивно для uldelo.ru - юрист, кандидат юридических наук Дмитрий Матюшенков.
Одна из ключевых проблем — отсутствие специального правового регулирования статуса малых предприятий как получателей инвестиций. В результате на них автоматически распространяются нормы инвестиционного законодательства, разработанные для крупного бизнеса. Это приводит к непосильным административным барьерам: подготовке избыточной документации, прохождению сложных процедур и неоправданным расходам, которые малым компаниям не под силу компенсировать.
Структурная специфика современного сектора МСП также создает препятствия для развития реального сектора экономики. Подавляющее большинство малых и средних компаний сосредоточено в сферах торговли и управления недвижимостью — направлениях с низкой капиталоемкостью. Однако выход на производственные проекты, требующие значительных вложений, остается для них недостижимым из-за ограниченных финансовых ресурсов. Это замедляет инновационное развитие и укрепление конкурентоспособности национальной экономики.
Налоговое регулирование, призванное стимулировать инвестиционную активность, часто становится дополнительным барьером. Например, статья 284.3 Налогового кодекса РФ устанавливает минимальный порог капитальных вложений в 50 млн рублей для применения налогового вычета. Такой уровень требований существенно превышает возможности не только малых, но и многих средних предприятий, лишая их доступа к предусмотренным льготам. Это создает дискриминацию в пользу крупного бизнеса, что противоречит целям государственной поддержки МСП.
Сложности возникают и при использовании инфраструктурных инструментов поддержки. Процедура получения статуса резидента ОЭЗ или ТОСЭР требует выполнения условий, которые малым предприятиям порой не под силу собрать из-за высокой стоимости и бюрократической нагрузки. Аналогичные проблемы существуют в технопарках — ключевом инструменте развития инноваций. Дефицит свободных площадей, завышенные арендные ставки, неразвитая инженерная инфраструктура ограничивают возможности МСП в реальном секторе.
Международный аспект инвестиционной деятельности МСП требует особого внимания. Нормы международных соглашений о защите капиталовложений носят общий характер и не учитывают специфику малого бизнеса. Процедуры разрешения споров через арбитраж обходятся в значительные суммы, что делает их недоступными для небольших компаний. Это создает риски для МСП, работающих на внешних рынках или привлекающих иностранные инвестиции.
Для преодоления этих барьеров необходимо комплексное совершенствование правового и административного регулирования.
В первую очередь, следует:
• Закрепить критерии идентификации малых инвестиционных проектов, установив четкие требования к их подготовке, оценке и отбору для государственной поддержки.
• Разработать специальные условия для получения статуса получателя инвестиций, учитывающие финансовые и организационные возможности МСП.
Приоритетным направлением должно стать упрощение доступа к инфраструктурным инструментам: пересмотр минимальных требований к резидентам ОЭЗ и ТОСЭР для субъектов МСП, снижение затрат на получение земельных участков, подключение к инженерным сетям и локализация налоговых преференций.
Не менее важно совершенствовать механизмы разрешения инвестиционных споров. Нужно стимулировать использование альтернативных методов, таких как медиация и третейские суды, а также обеспечить прозрачность и предсказуемость судебных процедур.
Несмотря на позитивные примеры регионов — например, Областной закон Ростовской области от 1 октября 2004 г. N 151-ЗС "Об инвестициях в Ростовской области", который определяет правовые основы поддержки инвесторов и гарантии защиты их прав — остаются проблемы. Как и на федеральном уровне, регионы не выделяют отдельно инвестиционную деятельность МСП, не предоставляют малому и среднему бизнесу дополнительных мер поддержки инвестиционной деятельности.
Развитие инвестиционной деятельности МСП требует системного подхода, объединяющего:
• Упрощение административных процедур и налоговых требований,
• Усиление инфраструктурной поддержки,
• Совершенствование правовых и международных механизмов защиты.
Реализация этих мер позволит повысить инвестиционную активность МСП, стимулировать развитие реального сектора экономики и создавать новые рабочие места, тем самым укрепляя экономическую устойчивость регионов и страны в целом.
Фото из архива Дмитрия Матюшенкова