Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Разорвать инвестиционную «ловушку»

Инвестиционная активность малых и средних предприятий (МСП) в современных условиях сталкивается с рядом серьезных барьеров, требующих системного подхода к их решению.

Фото: freepik

Эксклюзивно для uldelo.ru - юрист, кандидат юридических наук Дмитрий Матюшенков.

Дмитрий Матюшенков

юрист, кандидат юридических наук

Одна из ключевых проблем — отсутствие специального правового регулирования статуса малых предприятий как получателей инвестиций. В результате на них автоматически распространяются нормы инвестиционного законодательства, разработанные для крупного бизнеса. Это приводит к непосильным административным барьерам: подготовке избыточной документации, прохождению сложных процедур и неоправданным расходам, которые малым компаниям не под силу компенсировать.

Структурная специфика современного сектора МСП также создает препятствия для развития реального сектора экономики. Подавляющее большинство малых и средних компаний сосредоточено в сферах торговли и управления недвижимостью — направлениях с низкой капиталоемкостью. Однако выход на производственные проекты, требующие значительных вложений, остается для них недостижимым из-за ограниченных финансовых ресурсов. Это замедляет инновационное развитие и укрепление конкурентоспособности национальной экономики.

Налоговое регулирование, призванное стимулировать инвестиционную активность, часто становится дополнительным барьером. Например, статья 284.3 Налогового кодекса РФ устанавливает минимальный порог капитальных вложений в 50 млн рублей для применения налогового вычета. Такой уровень требований существенно превышает возможности не только малых, но и многих средних предприятий, лишая их доступа к предусмотренным льготам. Это создает дискриминацию в пользу крупного бизнеса, что противоречит целям государственной поддержки МСП.

Сложности возникают и при использовании инфраструктурных инструментов поддержки. Процедура получения статуса резидента ОЭЗ или ТОСЭР требует выполнения условий, которые малым предприятиям порой не под силу собрать из-за высокой стоимости и бюрократической нагрузки. Аналогичные проблемы существуют в технопарках — ключевом инструменте развития инноваций. Дефицит свободных площадей, завышенные арендные ставки, неразвитая инженерная инфраструктура ограничивают возможности МСП в реальном секторе.

Международный аспект инвестиционной деятельности МСП требует особого внимания. Нормы международных соглашений о защите капиталовложений носят общий характер и не учитывают специфику малого бизнеса. Процедуры разрешения споров через арбитраж обходятся в значительные суммы, что делает их недоступными для небольших компаний. Это создает риски для МСП, работающих на внешних рынках или привлекающих иностранные инвестиции.

Для преодоления этих барьеров необходимо комплексное совершенствование правового и административного регулирования.

В первую очередь, следует:

• Закрепить критерии идентификации малых инвестиционных проектов, установив четкие требования к их подготовке, оценке и отбору для государственной поддержки.

• Разработать специальные условия для получения статуса получателя инвестиций, учитывающие финансовые и организационные возможности МСП.

Приоритетным направлением должно стать упрощение доступа к инфраструктурным инструментам: пересмотр минимальных требований к резидентам ОЭЗ и ТОСЭР для субъектов МСП, снижение затрат на получение земельных участков, подключение к инженерным сетям и локализация налоговых преференций.

Не менее важно совершенствовать механизмы разрешения инвестиционных споров. Нужно стимулировать использование альтернативных методов, таких как медиация и третейские суды, а также обеспечить прозрачность и предсказуемость судебных процедур.

Несмотря на позитивные примеры регионов — например, Областной закон Ростовской области от 1 октября 2004 г. N 151-ЗС "Об инвестициях в Ростовской области", который определяет правовые основы поддержки инвесторов и гарантии защиты их прав — остаются проблемы. Как и на федеральном уровне, регионы не выделяют отдельно инвестиционную деятельность МСП, не предоставляют малому и среднему бизнесу дополнительных мер поддержки инвестиционной деятельности.

Развитие инвестиционной деятельности МСП требует системного подхода, объединяющего:

• Упрощение административных процедур и налоговых требований,

• Усиление инфраструктурной поддержки,

• Совершенствование правовых и международных механизмов защиты.

Реализация этих мер позволит повысить инвестиционную активность МСП, стимулировать развитие реального сектора экономики и создавать новые рабочие места, тем самым укрепляя экономическую устойчивость регионов и страны в целом.

Фото из архива Дмитрия Матюшенкова

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: