Региональные бюджеты в 2025 году: вызовы и риски
Фото: freepik
Текущее состояние ликвидности региональных бюджетов
Согласно отчету аналитического агентства "Эксперт-РА", к началу 2025 года регионы накопили 2,9 трлн рублей остатков средств на счетах бюджета и депозитах, что составляет 12,6% от утвержденных расходов на текущий год. Это один из самых высоких показателей за последние годы. Однако рост остатков замедлился: по итогам 2024 года их объем увеличился всего на 1% по сравнению с 2023 годом, достигнув 2 864,6 млрд рублей.
Региональные различия в уровне ликвидности остаются значительными. Лидерами по объему остатков относительно расходов стали Ненецкий автономный округ (33,9%), Ленинградская область (31,8%) и Смоленская область (30,6%). В то же время в 10 регионах, включая Республику Калмыкия и Иркутскую область, этот показатель не превышает 0,1%. Ульяновская область находится на 78-м месте в рейтинге регионов, объем остатка на 1 января 2025 года составил 76,9 млн рублей.
Доходы от управления остатками
В 2024 году регионы заработали рекордные 0,6 трлн рублей от размещения свободных средств, что в 1,8 раза превысило уровень 2023 года. Доходы от этой статьи выросли в 66 субъектах РФ, а в 69 регионах они покрыли расходы на обслуживание долга.
Наибольший вклад доходов от управления остатками в налоговые и неналоговые доходы наблюдался в Кабардино-Балкарской Республике (8,8%), Вологодской области (7,2%) и Липецкой области (6,3%). Однако для восьми регионов, включая Рязанскую область, эти доходы оказались незначительными или отсутствовали вовсе.
Риски снижения ликвидности в 2025 году
Основными факторами, угрожающими ликвидности региональных бюджетов в 2025 году, являются:
Рост расходов. Объем расходов региональных бюджетов в 2024 году увеличился на 9%, а на 2025 год запланирован рост еще на 7%.
Снижение доходов. Регионы ожидают сокращения доходной части почти на 4%, что усилит зависимость от накопленных остатков.
Финансирование дефицитаю Около 40% дефицита бюджета планируется покрыть за счет остатков средств, что может сократить их объем до 2,1 трлн рублей к началу 2026 года.
Агентство «Эксперт РА» прогнозирует менее масштабное сокращение остатков — до 2,7 трлн рублей, но многое будет зависеть от бюджетных результатов Москвы, которая формирует более 40% всех остатков региональных бюджетов.
Резервные фонды и гибкость расходов
Для смягчения рисков регионы активно используют резервные фонды. Общий объем таких фондов на 2025 год составил около 0,4 трлн рублей, или 1,6% от утвержденных расходов. Наиболее активно резервируют средства Псковская и Волгоградская области, где резервные фонды превышают 5% расходной части.
Кроме того, регионы сохраняют гибкость за счет капитальных расходов, которые составляют более 13% от общего объема расходов. Эти статьи могут быть сокращены в первую очередь в случае кризиса, что позволит сохранить финансирование социально значимых программ.
2025 год станет испытанием для ликвидности региональных бюджетов. Несмотря на накопленные резервы и рекордные доходы от управления остатками, рост расходов и снижение доходов создают значительные риски. Ключевыми инструментами для смягчения этих рисков остаются резервные фонды и гибкость в управлении расходами. Однако в условиях макроэкономической нестабильности регионам потребуется более осторожное планирование и адаптация к меняющимся условиям.