Виталий Шестаков: «На многие вещи смотрю «по-китайски»
Фото Екатерины Эйрих
Виталий Анатольевич Шестаков родился в Пермском крае в 1985 году. Окончил Пермский государственный университет (механико-математический факультет). В 2008 году переехал в Китай, где начал карьеру в сфере международной торговли и логистики. С 2016 года – генеральный директор ООО «Поставщик Дальнего Востока». Женат, отец пятерых детей.
– Виталий, вы родились и выросли в Пермском крае, десять лет прожили в Китае, а с 2016 года работаете здесь, в Ульяновске. Довольно длинный крюк к волжским просторам. Расскажите, как оказались в наших, довольно далеких от Поднебесной краях.
– На одной из выставок в Москве к нашему стенду подошел представитель Ульяновской портовой особой экономической зоны. Уже на тот момент это была уникальная площадка – единственная в России, которая позволяла заниматься не только производством, но и торговлей. После выставки я первый раз в жизни посетил Ульяновск. Это официальная версия – о том, как я попал в город на Волге. А неофициально в нашей семье принято считать, что я приехал в Ульяновск в поисках единственной.
– Несмотря на значительный скачок в экономическом развитии, Ульяновск не считается особым логистическим центром. Как местные условия сказываются на ведении вашего бизнеса?
– Несмотря на то, что Ульяновск занимает удачное географическое положение – между двумя федеральными трассами, на практике не все так радужно. Но трудности меня не пугают, я твердо иду к цели – построить в Ульяновске международный хаб, из которого товары будут разъезжаться по всей России.
– Кто ваши основные клиенты?
– Нашими клиентами в 90% случаев являются производственные предприятия. Любое российское производство использует китайские комплектующие, китайское сырье, китайское оборудование. Самым знаковым нашим клиентом была корпорация АЛРОСА. В Ульяновской области нашими клиентами являются небольшие компании, которые производят комплектующие для УАЗ и ЛАДА, они часто обращаются с заказами на станки и сырье. Но основные клиенты – это все-таки производственные компании из Московской области, Питера, Урала, Татарстана и Крыма. Ежедневно стараемся расширять географию поставок.
– С кем нравится больше всего работать?
– Чем крупнее компания, тем легче с ней работать. Наши основные клиенты – реальный малый и средний бизнес, которому товар нужен быстро и максимально дешево. Но поставка из Китая – это либо дешево, либо быстро. В среднем заказ из Китая от производства до получения товара клиентом занимает 3-4 месяца, в этот срок входит производство продукции, доставка, таможенная очистка и доставка по России. Основная сложность при работе с клиентами – планирование. Международная торговля несет за собой очень много нюансов и рисков, которые не всегда можно предугадать заранее.
– Ваш формат работы – доставка «под ключ». Что под этим понимается в логистике?
– Основные бизнес-процессы в нашей компании: оформление заявки от клиента, поиск производителя в Китае, международное документальное сопровождение сделки, доставка груза в Россию, таможенная очистка товара, доставка груза по России. Клиент может заранее найти производителя оборудования в Китае и договориться о стоимости, а мы сделаем всю работу по внешней экономической деятельности, сняв с клиента погружение в сложный мир международной торговли со всеми рисками и подводными камнями. В данном случае клиент только платит российскому юридическому лицу, а на выходе получает китайский товар и все документы. Для небольших клиентов привозим товар в наших сборных контейнерах. Привезти из Китая контейнер относительно простая задача, а вот, скажем, привезти 5 паллет общим весом две тонны – уже нетривиальная задача. У нас свой офис и склад в Китае, и все небольшие заказы мы консолидируем в городе Цзинань. Как только набирается полный железнодорожный контейнер или фура, мы отправляем груз. Таким образом, наши клиенты сильно экономят на доставке, а мы можем принимать небольшие заказы.
– Ваша первая сфера деятельности – IT. Долго решались на переход в логистику?
– В России я много лет работал в сфере IT, в банках, в крупной фармацевтической компании. После переезда в Китай устроиться на работу программистом уже не мог из-за отсутствия знания китайского языка. Но русскому в Китае открываются совершенно новые возможности, в том числе и в плане зарабатывания денег. Сам переход в сферу международной торговли не был каким-то осознанным решением, так сложилось исторически. У меня просто не было выбора – необходимо было выжить.
– С чем были связаны основные трудности после переезда в другую страну?
– Не секрет, что Китай – абсолютно другая планета. Другой менталитет, непонятная русскому человеку мотивация. Понимание пришло значительно позже, после десятилетия проживания там. Самое главное отличие между русскими и китайцами, если мы говорим о бизнесе, то русские – максимально прямолинейные люди. Китайцы же – максимально непрямолинейны, они не говорят прямо ни да ни нет. Если китаец захочет донести какую-то вещь, он будет делать это исключительно обходными путями, в то время как русский просто скажет в лоб. В этом самая главная сложность.
– А в целом какая из трех ваших жизненных локаций – Пермский край, Китай, Ульяновская область, для вас роднее и почему?
– Они все для меня важны и занимают место в моем сердце. Пермский край – место, где я родился и вырос, там живут мои родители. Я периодически их навещаю. Китай можно считать малой родиной, которая научила и дала очень много. Там я сформировался как человек двух миров, Китай сильно повлиял на мой взгляд на жизнь. В городе на Волге мой дом, семья и работа.
– Многие люди скептически относятся к товарам из Китая, говорят о плохом качестве продукции…
– Стереотип о том, что в Китае все дешево и плохого качества сложился благодаря усилиям моих коллег-предпринимателей. После развала СССР в стране началась свободная международная торговля, и миллионы русских бизнесменов открыли для себя Китай. Много лет они возили отсюда дешевые товары, которые продавали с очень большой наценкой.
Но Китай есть и другой, там есть товары очень высокого качества, которые идут на экспорт в Европу и США. Цена на такие товары, естественно, выше. У меня есть тысячи примеров, когда мы посещали заводы, и нам давали градацию по цене и качеству товара. От качественного и дорого до дешевого и максимально упрощенного. Практически всегда от русских предпринимателей звучала фраза «А как мы можем еще уменьшить себестоимость продукции?». В последнее время тенденция меняется, наши клиенты чаще выбирают товары не самого низкого ценового сегмента, но стереотип так сильно укрепился в головах россиян, что, думаю, это вряд ли когда-то изменится.
– Китайцы ценят долгие партнерские отношения. Как вам удалось завоевать их доверие, будучи иностранцем?
– Китайцы очень любят русских, для них японец и американец – враг, а русский – друг. В китайском языке есть два слова, которые обозначают иностранцев. Одно – официальное, обозначающее всех иностранцев – «вайгуо жень», а вот русских они всегда называют «вайгуо пенйоу», дословно – «иностранный друг». Когда я говорю, что из России, их это очень располагает.
– Чему вас научил опыт работы и жизни в Китае?
– В общем-то, всему. Я на многие вещи теперь смотрю «по-китайски». Они сильно традиционные люди, истово соблюдают обычаи. И мне это нравится. Раньше не обращал внимания на наши традиции, до поездки в Китай для меня это понятие было пустым звуком. Теперь я чту и уважаю русские традиции и многие китайские применяю в своей жизни.
– Самый необычный заказ, который у вас был.
– Мы возим все – от винтиков и гаек до огромных производственных линий, которые не помещались ни в одну фуру. В Киргизии построили целый завод по производству полипропиленовых мешков. Постоянно привозим китайских инженеров на пуско-наладочные работы. За практически 20-летний опыт в логистике и международной торговле я не могу выделить какой-то необычный заказ. Они все необычные!
– Что для вас важнее всего в бизнесе? Обороты, прибыль?
– Сотрудники. Гнаться за оборотом бессмысленно, как и за чистой прибылью, за деньгами. Мне всегда интереснее строить систему и решать задачи. Все решения в компании принимаются по схеме: самое главное – репутация фирмы, на втором месте – интересы клиента, на третьем – сотрудники.
– Как вы работаете с репутацией?
– Я честен со своими клиентами, всегда стараюсь сдержать свое слово.
– А с сотрудниками?
– В Ульяновске мы – единственная компания, которая работает четыре дня в неделю. Это началось как небольшой эксперимент еще в 2019 году. Идея была в том, что сотрудник два дня отдыхает, в воскресенье решает накопившиеся за неделю дела и к понедельнику должен соскучиться по работе. С 2019-го не было ни одного года, чтобы мы не росли по выручке. Один минус – клиенты работают с понедельника по пятницу, и часто так бывает, что все самое важное происходит именно в пятницу, а у нас выходной.
– Как решаете проблему дефицита кадров?
– Стараемся автоматизировать все, что можно. Это дорого, но в будущем экономит месяцы работы некоторых специалистов. У нас достаточно узкое направление специалистов – это китаисты (специалисты по Китаю, обязательно владеющие китайским языком). Здесь у нас выбора немного: нам самостоятельно приходится выращивать специалистов. Мы принимаем на работу всех, у кого есть хотя бы минимальная база китайского языка. В компании у нас два раза в неделю для всех китаистов – занятия с носителем языка. Раз в год у каждого сотрудника есть возможность поработать в нашем китайском офисе и пожить в Китае.
– Почему выбираете именно ульяновских специалистов? Можно найти владеющих китайским в Москве или Приморье...
– Если говорить об удаленке, то я совершенно не умею работать по этой схеме, считаю ее ужасной. Вопрос, который решается за пять минут, удаленно можно решать неделю. А везти кого-то в Ульяновск из Москвы нерентабельно.
– Какими современными инструментами ведения бизнеса вы пользуетесь? Как ваше техническое образование помогает в логистике?
– Если из совсем современного, то в последние два-три месяца мы активно внедряем искусственный интеллект в бизнес-процессы. Также вся наша бизнес-логика полностью построена на разработанной нами IT-системе: полностью автоматизирована работа с заявками, полная интеграция с 1С и телеграм-ботами. Для клиентов у нас существует телеграм-бот и личный кабинет, где они видят все свои заявки, на каком они этапе, вся переписка также проходит там.
– Что, кроме работы, составляет важную часть вашей жизни?
– Семья, однозначно. За наш досуг отвечает супруга, Кристина выбирает интересные места, маршруты для поездок. Мы с семьей проехали на машине пол-России, посмотрели все, что считали интересным, насколько это возможно с детьми. В последнее время у нашей семьи появилось новое развлечение – рыбалка, нравится и детям, и нам.
– Виталий, что для вас значит успех? Когда вы поняли, что успешны?
– Успех – это стабильное, постоянное развитие и рост компании. Если этого нет, все остальное неважно. Считать деньги не вижу смысла. Хочу постоянно расти, хотя бы как сейчас, по 30% в год.
https://pdv.ooo/
Беседовала Анастасия Стяглова
Реклама. Фото Екатерины Эйрих, из архива Виталия Шестакова