Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Ткачи корпоративных ценностей

Недавно на Хабре вышел интересный материал, посвященный «человеку-клею» - сотруднику, провалившемуся по всем KPI-метрикам, но оказавшемуся незаменимым работником из-за своих социальных навыков. Разбираемся, как это работает, и как случайно не уволить того, на ком держится ваша компания.

Фото: freepik

Феномен «человека-клея» (или social glue) — это уникальное социальное явление, при котором отдельный индивид неформально объединяет группу, обеспечивая её устойчивость, психологический комфорт и продуктивность. Их называют медиаторами, сердечными лидерами, теневыми менторами и ткачами корпораций. В отличие от формальных лидеров, такие люди действуют через мягкие навыки, эмоциональный интеллект и социальные связи. В своей книге «Психология компьютерного программирования» Джеральд Вайнберг отмечал: «В каждой успешной команде есть минимум два лидера: один для задач, другой — для людей».

Ключевые функции «сердечного лидера»:

- Создание доверия — через неформальное общение и поддержку.

- Разрешение конфликтов — выступает медиатором в спорах, снижая уровень напряжения.

- Поддержание групповой идентичности — напоминает команде об общих целях и ценностях.

В 2012 году Google запустил Project Aristotle — масштабное исследование эффективных команд. Ожидалось, что ключ к успеху — это суперквалифицированные разработчики. Но выводы шокировали: главный фактор успеха — психологическая безопасность. То есть, уверенность сотрудников, что их не накажут за ошибку, не унизят за вопрос и не проигнорируют идею. А создают эту безопасность как раз медиаторы — те, кто объединяет команду, а не просто гонится за личными KPI.

Феномен социального заражения

Исследования Института Макса Планка показали, что мнения и эмоции распространяются в группах цепочками до 3 человек. Медиаторы часто становятся первым звеном в такой цепочке, задавая тон всей группе. Юрген Хабермас в "Теории коммуникативного действия" подчёркивал: подлинная коммуникация (основанная на взаимопонимании) важнее формальных структур, а подобный сотрудник — это проводник такой коммуникации.

Медиатор не существует вне группы — его роль проявляется только в системе отношений. Это отличает его от классических лидеров:

- Не иерархия, а сеть — влияет через горизонтальные связи, а не власть.

- Не контроль, а фасилитация — помогает другим раскрываться, а не командует.

- Не KPI, а лояльность — его ценность измеряется не метриками, а сохранением команды в кризисы.

В коллективистских культурах (Япония, Китай) такие люди особенно важны — там социальный капитал ценится выше индивидуальных достижений.

Как распознать медиатора

Они редко бывают формальными лидерами, но без них команда рассыпается.

1. Они создают доверие

В книге «Peopleware» Том ДеМарко называет таких сотрудников «катализаторами»: «Катализатор — это человек, чья основная роль — помогать другим работать лучше. Он не обязательно выдающийся специалист, но без него группа работает хуже».

В Valve (создатели Steam) была традиция: «культурные чемпионы» — сотрудники, которые организовывали нетворкинг, помогали новичкам влиться и гасили конфликты. Их вклад не считали в «строках кода», но без них компания теряла дух инноваций.

2. Они разрешают конфликты до взрыва

В IT-командах часто встречаются «токсичные гении» — талантливые, но сложные в общении специалисты. «Человек-клей» умеет находить с ними общий язык. Со стороны действие этого явления "в натуральную величину" можно наблюдать через гейм-индустрию: целый ряд проектов, находящихся на последней стадии разработки закрывался или откладывался после увольнения или перехода неключевого, на первый взгляд, сотрудника.

3. Они делают рутину менее унылой

Agile-команды называют это «servant leadership» (лидерство слуги) — когда человек мотивирует не властью, а поддержкой. Так, в GitHub ценили сотрудников, которые, напоминали о днях рождения, организовывали неформальные встречи, особенно в периоды сложных проектов. Как результат, такие команды меньше «выгорали» и быстрее решали сложные задачи.

Риски

Угроза распада команды

Если ключевой интегратор уходит, команда может потерять устойчивость. Исследования показывают, что 42% сотрудников, покидающих компанию, называют причиной ухода плохой психологический климат. В случае ухода «человека-клея» конфликты, которые он сглаживал, могут обостриться, а продуктивность — снизиться на 20-30% из-за дезорганизации.

Маскировка системных проблем

Неформальные лидеры часто компенсируют недостатки управления: отсутствие четких процессов, слабую коммуникацию между отделами или неэффективную HR-политику. Например, 67% конфликтов в командах возникают из-за неясных зон ответственности. Если «клей» постоянно решает эти проблемы, руководство может не замечать системных сбоев.

Выгорание из-за неофициальной нагрузки

Люди, выполняющие роль медиаторов, тратят на 15-20% больше времени на неформальные коммуникации, чем их коллеги. При этом их вклад редко учитывается в KPI. Согласно данным Gallup, сотрудники, чья работа не признается, в 2 раза чаще испытывают эмоциональное истощение.

Как минимизировать риски?

Официальное закрепление роли. Компании могут ввести позиции наставников, тимлидов по культуре или внутренних медиаторов. Например, в Google программа «Project Aristotle» показала, что команды с назначенными фасилитаторами коммуникаций на 25% стабильнее по составу.

Обучение эмпатии и soft skills. Тренинги по эмоциональному интеллекту снижают конфликтность на 40%. Важно развивать эти навыки у всей команды, а не перекладывать ответственность на одного человека.

Оценка климата в команде. Помимо KPI, стоит измерять индекс вовлеченности (eNPS); уровень доверия между сотрудниками; Частоту конструктивных фидбек-сессий.

Компании, которые регулярно отслеживают эти метрики, на 30% реже сталкиваются с текучкой из-за психологического дискомфорта.

Медиаторы — ценный актив, но его роль должна быть поддержана системно: через официальные статусы, распределение ответственности и объективную оценку вклада в атмосферу. Только так можно избежать перегрузок и создать устойчивую командную динамику.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: