Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Архитектор Голенко: забытая легенда

Фамилии зодчих Шодэ, Ливчака, Вольсова известны многим ульяновцам. А вот имя главного архитектора города, создавшего облик Ульяновска в послевоенное время, – Евгений Иванович Голенко – незаслуженно забыто.

Фото предоставлено Ульяновской областной организацией Союза архитекторов России

С помощью материалов, предоставленных Ульяновской областной организацией Союза архитекторов России, расскажем об этом легендарном человеке.

Евгений Иванович Голенко

Встреча на Эльбе

Евгений Иванович Голенко (1916–1976) родом из Владимира, в 1921-м семья переехала в Симбирск. Юноша с отличием окончил Казанский строительный институт, получил направление в аспирантуру. А потом в его биографии случилась кровавая мясорубка самой страшной войны 20-го столетия, которую Евгений Голенко прошел в составе инженерно-саперного батальона. Даже обеспечивал историческую «встречу на Эльбе» – советских войск с американскими союзниками.

Рассказывает дочь Евгения Ивановича Oльга Романовская: «Мой отец в Великую Отечественную войну был командиром 233-го Инженерно-саперного Познанского Краснознаменного ордена Александра Невского батальона и прошел с этим батальоном всю войну от Орловской области до Берлина. В августе 1944-го батальон майора Голенко под непрерывным огнем противника обеспечил форсирование р. Вислы, строил мосты через Вислу на захваченный плацдарм южнее Варшавы, обеспечивал его закрепление, установив на нем 25 тыс. мин, обеспечил прорыв немецкой обороны у этого плацдарма для наступления наших частей дальше на запад. За активные боевые действия по уничтожению окруженной группировки немцев юго-восточнее Берлина батальон был награжден орденом Александра Невского.

День Победы мой отец встретил на реке Эльбе, где он вместе с американскими саперами строил мост. Награжден двумя орденами Боевого Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны первой степени, медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Трогательный момент – Евгений Голенко всю войну не расставался с этюдником и акварельными красками: ничто не смогло выжечь его потребности в красоте. А еще он сочинял стихи…


Здесь будет город-сад!

После Победы майор Голенко вернулся в город своего детства, который был в то время настоящим захолустьем: по Большой Саратовской (ныне – улица Гончарова) меж деревянных домов бродили козы и коровы…

20 мая 1946 года Голенко был утвержден начальником отдела по делам архитектуры при облисполкоме. А три дня спустя стал также главным архитектором города Ульяновска.

Новоиспеченный глава архитектурного ведомства приложил все силы для того, чтобы придать захудалому провинциальному городу красоту и лоск. При этом Голенко старался бережно сохранить исторический облик города. А еще он придавал огромное значение вопросам благоустройства, при нем в Ульяновске были высажены тысячи деревьев и кустарников, на улицах появились чугунные ограждения, асфальтированные дороги и тротуары…

Архитектор В.Н. Филимонов отмечал: «Запущенному райцентру требовались радикальные архитектурно-строительные меры. Вся ответственность за выполнение этих задач легла на плечи …Е. Голенко. По его проектам осуществлялись благоустроительные работы: ограждение бульваров и скверов чугунными решетками, сооружение фонтанов, павильонов, киосков».

Приходилось бороться и с «самовольным строительством жилых домов», развернувшимся во время и после войны. Хаотичной застройке противопоставлялось плановое строительство.

19 сентября 1946 года Совет Министров РСФСР утвердил генплан города. Проект его был составлен в 1945 году и оказался далек от совершенства.

– Например, в план «не был включен Володарский район города, расположенный на левом берегу р. Волги». Предполагалось, что при строительстве Куйбышевского гидроузла территория завода им. Володарского попадет в зону затопления. Его собирались переносить, и Заволжье автоматически лишалось перспектив на будущее, – рассказал ведущий специалист отдела использования документов ГАУО Антон Шабалкин. – Генплан требовал и другой доработки. При совместном обсуждении его проекта горисполкомом и управлением главного архитектора было сделано 8 существенных замечаний, требующих необходимых изменений. В том числе: «общее увеличение этажности», «перспективы развития Заволжского района города», «не разработана архитектурная и бытовая связь города с Волгой» и т. д. В 1947 году составлялся уже детальный план с учетом замечаний.

Небоскреб в провинции

В 1950 году Евгений Иванович стал членом Союза советских архитекторов. А с 1971-го до самой смерти он избирался председателем правления Ульяновского отделения Союза архитекторов СССР.

На исходе 1952 года в городе были введены в эксплуатацию два первых корпуса вокзала Ульяновск-1. В местной газете писали: «Новый вокзал – одно из красивых и самое высокое здание в Ульяновске. Центральная часть вокзала – башня со шпилем, увенчанным красной звездой в обрамлении серебряных снопов, перевитых лентами, достигает в высоту 38 метров».

По сути, вокзал стал первым «небоскребом» в малоэтажном городе.

Кстати, если бы не Голенко, то чудесное здание старого вокзала кануло бы в Лету во время борьбы «с архитектурными излишками».

В начале 1950-х город активно застраивался объектами соцкультбыта, многие из которых продолжают служить ульяновцам до сих пор.

Город обзавелся трамвайным сообщением, разговоры о котором велись с 1910-х.

– Немаловажно, что, уделяя пристальное внимание темпам строительства, Е.И. Голенко критически относился к безликости и однотипности застройки. Главный архитектор области призывал не забывать и о внешнем облике города, считая эстетичный вид зданий не менее важным, чем их практическое использование, – комментирует Антон Шабалкин.

Начиналась «эпоха» крупнопанельного строительства, и Евгений Иванович подчеркивал, что «следует продумать вопрос об архитектурном облике этих домов».

В 1960-е жилая застройка Ульяновска с постепенным повышением этажности велась строго планомерно. Каждый многоэтажный дом строили с учетом того, чтобы он не нарушил сложившийся облик города, а, напротив, придал ему дополнительную выразительность.

Улица Минаева проектировалась как «парадная магистраль» с домами повышенной этажности.

Сотворение человека

В 1965 году Евгения Ивановича сняли с должности главного областного архитектора, главной причиной отставки стал конфликт с первым секретарем обкома КПСС.

Дочь архитектора Лариса Евгеньевна рассказывала: «…произошел конфликт со Скочиловым. Возник какой-то спорный вопрос, и отец ему сказал: не надо вмешиваться. В два дня после этого отец был снят с должности.

Он вообще был очень чувствительный человек. После вызовов на ковер к начальству он просто болел – от грубости и ненормативной лексики. А этот удар, когда его в два дня лишили любимой работы, думаю, намного укоротил его жизнь».

После отставки Евгений Иванович занял должность главного инженера института «Ульяновскгражданпроект», преподавал в учебных заведениях, издал ряд работ по истории градостроительства и архитектуры Симбирска-Ульяновска.

Евгений Голенко прожил всего чуть более 60 лет. Сердце его остановилось 7 ноября 1976 года.

… В 2025 году театр АНФАН ТЕРРИБЛЬ презентовал необычный спектакль – «Сотворение человека. Ненаписанные письма архитектора Голенко». Формально его жанр – биографическая хроника в формате монолога главного режиссера, а по сути – потрясающий урок истории для потомков легендарного Евгения Голенко, многогранной творческой личности.

Главная философия исторического «триптиха» в АНФАН ТЕРРИБЛЬ – архитектурная среда формирует создание граждан, поднимая их над насельниками. Архитектор рождает людей. Поэтому ненаписанные письма архитектора Голенко – это мы, ныне живущие в Ульяновске.

Фото предоставлено Ульяновской областной организацией Союза архитекторов России

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: