Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Руль и кошелек: почему в 2025 году Россия и мир выбирают абсолютно разные автомобили

В то время как глобальный автопром делает ставку на электричество и автопилоты, российский покупатель голосует рублем за проверенную надежность. Разбираемся, как один 2025 год породил две параллельные автомобильные вселенные.

Фото: freepik

Если бы автолюбитель из 2015 года перенесся в сегодняшний день, он бы не поверил своим глазам. Но не из-за летающих машин, а из-за радикального расхождения путей развития авторынков. Мир обсуждает автономные такси от Tesla и зарядку аккумулятора за 10 минут, а российский потребитель в условиях кризиса ищет автомобиль с простым бензиновым двигателем, за который не придется переплачивать. 2025 год ярче всего показал: технологический прогресс не линейный, а ситуативный, и его вектор определяют экономика и политика.

Глобальный тренд: автомобиль как гаджет на колесах

Мировой автопром в 2025 году живет под лозунгом «подключись, зарядись и расслабься». Ключевые тренды можно уложить в три слова:

- Электрификация. Это уже не нишевый тренд, а мейнстрим. Доля электромобилей (EV) на глобальном рынке уверенно приближается к 30%. Производители соревнуются не в мощности двигателя, а в запасе хода и скорости зарядки. Водородные модели и биотопливо дополняют картину, создавая многополярный мир альтернативной энергии.

- Автономность. Системы автономного вождения 3-го и даже 4-го уровня перестали быть концептами. Ведущие бренды, такие как BMW и Mercedes-Benz, выпускают серийные модели, способные самостоятельно маневрировать в городе и на трассе. Машина превращается в мобильный офис или гостиную, где водитель — просто пассажир.

- Цифровая экосистема. Технологии V2X (транспорт-ко-всему) позволяют автомобилям «общаться» с другими участниками движения и светофорами. Салон — это персонализированное цифровое пространство с голосовыми помощниками и биометрией, которое подстраивается под владельца.

Для западного или китайского покупателя автомобиль сегодня — это в первую очередь высокотехнологичный гаджет, статус и инвестиция в комфорт будущего.

Технологический штурм Европы

Шанхайский автосалон 2025 года стал триумфом китайских производителей. Такие бренды, как Changan представили гибридные модели с запасом хода до 1400 км, а совместная разработка Huawei и CATL - электролитбек Avatr 06 - показала, что Китай готов оспаривать лидерство в премиум-сегменте. Люксовый кроссовер Zeekr 9X и вовсе бросил вызов Rolls-Royce, демонстрируя радикально новый подход к роскоши.

Европейские автогиганты оказались в роли догоняющих. Volkswagen попытался создать специальную серию исключительно для Китая, но стратегия была признана провальной - модели сочли безликими. Audi удивила мощным электрокаром E5 Sportback (787 л.с., запас хода 770 км), но спорный дизайн вызвал неоднозначную реакцию. Единственным, кто сохранил лицо, стал Porsche, сделавший ставку на живое общение с инженерами и исторические экспонаты.

Прагматизм - новая норма

Мировой автопром делает ставку на электрификацию и автономность, но в России эти тренды встречают скепсис. По данным ассоциации "Российские автомобильные дилеры", продажи электромобилей за 8 месяцев 2025 года упали на 47%, тогда как спрос на гибриды вырос на 21%.

Пока мир восхищается футуристическими новинками, российские выставки, такие как «ИнтерАвтоМеханика» демонстрируют удивительные примеры адаптации. Цены на переоборудованные Mercedes V-Class с массажными креслами и телевизорами достигают 24 млн рублей, а тюнинг-ателье Ezid Auto представило Lada Niva в стиле Mercedes-AMG G 63 стоимостью более 3 млн рублей.

Но настоящий бум переживает сегмент коммерческого транспорта. Спрос на надежные шасси Fiat Ducato и Renault Master для переоборудования в спецтехнику вырос на 40% по сравнению с 2024 годом. Российские компании освоили полный цикл - от параллельного импорта до создания мобильных клиник и люксовых кемперов.

Главный технологический тренд 2025 года — это технология выживания.

- Закат электрической мечты. Вопреки общемировому буму, рынок электромобилей в России в 2025 году не просто стагнировал, а рухнул. По итогам лета продажи EV упали на 47%. Причины очевидны: отсутствие государственных субсидий, дороговизна, слабая инфраструктура и риски с обслуживанием. Электромобиль стал непозволительной роскошью и непрактичной игрушкой.

- Эпоха гибрида. Золотой серединой оказались гибриды (HEV/PHEV). Модели вроде Chery Tiggo 7 Pro Hybrid, предлагающие расход в районе 2-3 литров на 100 км, переживают бум. Это не экологический выбор, а сугубо экономический: гибрид позволяет существенно экономить на топливе, не ввязываясь в авантюру с зарядными станциями.

- Бензин — это новая стабильность. Около 95% покупателей выбирают классические бензиновые двигатели. В условиях, где ставки по кредитам взлетели до 25-30%, а утилизационный сбор делает новые машины золотыми, ключевыми качествами стали не «умные» функции, а доступность запчастей, простота ремонта и низкая стоимость владения. Российский покупатель ищет не автопилот, а гарантию, что автомобиль не встанет через год из-за отсутствия какой-нибудь микросхемы.

- Базовый комфорт вместо навороченных систем. Главными «опциями» в 2025 году стали подогрев сидений, надежный кондиционер и качественная шумоизоляция. Цифровые сервисы вроде телематики «Solaris» — приятное дополнение, но не решающий фактор. Автомобиль снова стал средством передвижения, а не развлечения.

Две дороги, один итог

Парадокс 2025 года в том, что и глобальный, и российский покупатель по-своему прагматичны. Просто их прагматизм основан на разных реальностях. Мир инвестирует в технологии завтрашнего дня, веря в экологию и прогресс. Россия — в технологии сегодняшнего дня, обеспечивающие базовую надежность и экономическую выживаемость.

Разрыв между этими двумя мирами в ближайшие годы будет только увеличиваться. Возвращение России в глобальный технологический поток потребует не только смены экономической конъюнктуры, но и колоссальных усилий по восстановлению инфраструктуры и доверия потребителей. Пока же единственный общий тренд, который объединяет все рынки, — это доминирование практичных кроссоверов. Но и здесь пути расходятся: в мире это электрический Mustang Mach-E, а в России — бензиновый Haval Jolion. Две параллельные вселенные на четырех колесах.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: