Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Автоматизация как драйвер эффективности

Чтобы управление лояльностью и привлечением клиентов было рентабельным, необходима технологическая основа. Маркетинг становится все более технологичным, и ручные операции уступают место автоматизированным системам.

Фото: Анастасия Стяглова

Автоматизация маркетинга и рекламы позволяет:

● Оптимизировать рутину: рассылки, сегментацию, отчетность.

● Повысить эффективность кампаний: снизить число ошибок, вовремя взаимодействовать с клиентом (например, напоминать о брошенной корзине).

● Принимать решения на основе данных, а не интуиции.

Для успешной автоматизации требуется предварительный аудит процессов, четкая постановка целей (например, увеличение конверсии или удержания клиентов) и грамотный выбор платформ с учетом их интеграции с другими системами компании. Без этой подготовительной работы инвестиции в дорогие инструменты могут не окупиться.

Ключ к успешной автоматизации — не в покупке самого дорогого софта, а в предварительном аудите процессов, четкой постановке целей и выборе решений, которые интегрируются друг с другом.

Благодаря интеграции искусственного интеллекта современные системы становятся интеллектуальными помощниками.

Эволюция подкрепляется впечатляющими цифрами:

- Высокая рентабельность. Компании получают в среднем 5.44 доллара за каждый вложенный доллар, что означает рентабельность инвестиций (ROI) в 544%

- Широкое признание. 98% B2B-маркетологов считают автоматизацию необходимой для успеха

- Растущий рынок. Ожидается, что к 2025 году мировой рынок автоматизации маркетинга достигнет 7,39 млрд долларов.

Преимущества выходят далеко за рамки экономии времени. Компании, использующие автоматизацию, экономят до 25% рабочего времени сотрудников, избавляя их от рутины: сегментации базы, отправки писем, удаления дублей и анализа статистики.

Правильно выстроенная маркетинговая экосистема работает как хорошо отлаженный механизм. CRM — это сердце системы, единый источник правды о клиенте. Она собирает всю информацию о лидах и клиентах в одном месте, делая процесс продаж прозрачным. Email-маркетинг - самый автоматизированный канал. Платформы позволяют настраивать сложные цепочки писем (приветственные, реакционные, напоминания о брошенной корзине). Такие письма показывают на 84% более высокие показатели открытия и рост конверсии на 2270% по сравнению со стандартными рассылками

Современные боты на базе ИИ с использованием NLP (обработки естественного языка) обеспечивают круглосуточную поддержку, консультируют по товарам, помогают с выбором и собирают контакты, существенно снижая нагрузку на колл-центр.


Глеб Асташенков
основатель компании AGATECH, обладателя международной премии «Золотой дракон» за успешный IT-маркетинг Россия и Китай, 16 лет в маркетинге, цифровизации и IT-сфере

— В основе любого бизнеса лежат клиенты. Ключевым инструментом для работы с ними является CRM-система.

Эффективность бизнеса определяется двумя основными показателями: привлечением новых клиентов и удержанием текущих и совершение повторных продаж.

От того, насколько грамотно вы управляете этими процессами, напрямую зависит ваш доход. При этом повторные продажи существующим клиентам даются значительно легче и дешевле.

Для оценки их эффективности существует ключевой показатель — LTV (Lifetime Value), или пожизненная ценность клиента. Он показывает, какую общую прибыль приносит вам один клиент за все время взаимодействия с вашей компанией.

Автоматизация маркетинга и продаж — это путь от разрозненных ручных действий к целостной, технологичной и клиентоцентричной системе. Ключ к успеху лежит не в бездумной покупке софта, а в стратегическом подходе: тщательном аудите процессов, четкой постановке измеримых целей и грамотном выборе решений, которые способны работать вместе.

Инвестируя время и ресурсы в построение такой экосистемы, вы получаете не просто инструмент для экономии времени, а мощный драйвер роста, который помогает строить долгосрочные и рентабельные отношения с клиентами, повышая их пожизненную ценность для вашей компании.

К прибыли через порядок


Основа эффективного управления — это контроль над ключевыми показателями (KPI) на всех уровнях. Сложность заключается в том, чтобы объединить инструменты анализа, оптимизации и автоматизации в единую экосистему. Важно начинать не с покупки программ, а с реинжиниринга самих бизнес-процессов. Только когда выстроены логичные и эффективные цепочки действий, технологии дают максимальную отдачу, сокращая издержки и высвобождая ресурсы для стратегического развития. Настоящий прорыв происходит при комплексном, а не фрагментарном подходе.

Ключевая сложность — внедрение сквозной системы управления процессами, которая объединяет инструменты анализа, оптимизации и автоматизации. Без этого даже передовые технологии не дадут ожидаемого эффекта. Важно начинать не с покупки софта, а с аудита и реинжиниринга самих бизнес-процессов.


Светлана Карпова
соучредитель компании «Софт-Сервис», основатель школы программирования «АйТи-Клуб», председатель Комитета по развитию женского предпринимательства УРО «Опора России», заместитель начальника департамента развития социальной сферы центра «Мой бизнес»

— Современные предприниматели, особенно малого и среднего звена, часто начинают считать деньги только для одной цели — сдачи отчетности и расчета налогов. Они делают это из страха перед проверками.

При этом для себя, для управления бизнесом, они цифры практически не анализируют. Многие не знают своих реальных доходов, маржи, оборачиваемости товара или его жизненного цикла. Без этих элементарных данных невозможно принимать верные решения.

Я всегда задаю им провокационные вопросы: «А ты знаешь цикл своего продукта? А в курсе, какая у тебя маржа?». На форуме «Сделано в Ульяновской области» я уже разбирала, как системы учета вроде УНФ решают конкретные задачи. Часто хозяйки салонов красоты не ведут точный учет расходников и реальная прибыль салона в такой ситуации может быть на 30% ниже возможной!

Система учета автоматически подсвечивает самые ходовые позиции. Когда запас на складе подходит к концу, она сигнализирует: «Пора заказать». И наоборот, анализирует неликвиды и прямо говорит: «Этот товар залежался, больше не заказывай». Это дает колоссальную экономию.

Второй яркий пример. У нас есть два клиента из мебельного бизнеса. Первый — громкий бренд с дорогими позициями и внушительным рекламным бюджетом. Второй — простой «гаражник» с дешевой мебелью. Когда мы посчитали их цифры, оказалось, что прибыль у обоих владельцев — одинаковая! При том, что обороты первого в разы выше. Почему? Потому что владелец премиального бизнеса не учитывал все свои сложные расходы и не считал маржу.

Пока предприниматель не погрузится в свои цифры, он не увидит точек роста. Важно донести, что прибыль растет не только за счет увеличения продаж, но и за счет грамотной оптимизации расходов.

Технологии на страже эффективного обучения


Внедрение искусственного интеллекта и новых технологий в работе с персоналом — один из ключевых трендов.

В условиях высокой «текучки кадров» и изменения мотивации у поколения Z предприятиям необходимы новые подходы к обучению персонала. Эффективной альтернативой классическим методам становится геймификация и использование современных VR-технологий.

Любое производство напрямую зависит от людей, а по статистике до 70% инцидентов на предприятиях связано с человеческим фактором. Сотрудники забывают инструкции, нарушают технологические процессы и допускают ошибки, которые приводят к серьёзным затратам. Традиционные, формальные методы обучения — бумажные инструкции, лекции, формальные тренинги — часто оказываются недостаточно результативными.

Именно поэтому компании переходят на более эффективные форматы подготовки. Одним из них является виртуальная реальность — технология, которая помогает снижать издержки, повышать безопасность и ускорять процесс обучения сотрудников за счёт практики в максимально реалистичной и контролируемой среде.


Олег Голубев
предприниматель в сфере VR-технологий, франчайзи международной компании «Альтаирика», Председатель Комитета по франчайзингу УРО «Опора России», региональный представитель экосистемы FranchCamp

— VR-симуляторы — это не просто модный инструмент, а критически важная технология для современного производства. Они позволяют эффективно обучать и переобучать персонал, быстро осваивать новые технологические процессы и автоматизировать мероприятия по охране труда.

С помощью VR создаются максимально реалистичные сценарии, включая аварийные. Сотрудник может безопасно тренироваться в виртуальной среде, которая полностью имитирует реальное производство. Он имеет возможность ошибаться, «взорвать компрессор» или нарушить инструкцию — и всё это без риска для жизни, здоровья и без потерь для предприятия.

Один раз созданная симуляция работает на любых устройствах: компьютерах, планшетах, смартфонах и VR-шлемах. В неё можно интегрировать видео, документы, анимации и даже элементы искусственного интеллекта для анализа прогресса обучающихся.

У нас есть подтверждённые результаты из практики.
На одном из заводов мы внедрили VR-тренажёр для операторов компрессорной станции. Экономический эффект — 4,44 млн рублей в год на одном компрессоре, плюс сокращение ошибок, более быстрая адаптация новых сотрудников и повышение эффективности работы оборудования.

Другой пример — тепловая электростанция. Для неё мы разработали VR-тренажёр для обучения бригад по обслуживанию оборудования. Решение позволило проводить групповое обучение, интегрировать тренажёр с внутренней базой данных, изменять сценарии и полностью работать в закрытой сети предприятия.

В сегодняшних условиях особенно важно, что все решения создаются на полностью отечественной платформе, зарегистрированной в реестре российского ПО.

После внедрения VR-обучения компании отмечают сокращение времени на обучение до в 3 раза, уменьшение аварий и травматизма, экономию энергоресурсов и материалов, повышение вовлечённости персонала. Не правда ли, что благодаря автоматизации и современным методам обучения эффективность предприятия заметно возрастает?

Первая часть материала:

Фото предоставлены героями публикации

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: