«Слон» в проекте, кадры в дефиците: взлетит ли обновленный «Авиастар»?
страница ВК ПАО "Ил" - Авиастар
Взлетит ли «Слон»?
Главная проблема «Авиастара» – нехватка кадров и устаревшее оборудование. Предприятию требуется практически полная модернизация, в первую очередь замена станков, как заявил губернатор Алексей Русских. На перевооружение завода нужно около 48 миллиардов рублей, и деньги на новое оборудование уже начали поступать.
В планах завода – производство нового тяжелого транспортного самолета Ил-100 («Слон»), призванного заменить Ан-124 «Руслан». Он сможет перевозить 150-180 тонн груза на расстояние до 7000 км. Сейчас проект находится на стадии технического проектирования, а первый летный образец ожидается не ранее 2028 года. Второй проект – Ил-276, многоцелевой средний транспортный самолет для замены парка Ан-12, Ан-26 и Ан-72. Однако, как отмечают эксперты, точные сроки начала серийного выпуска обоих самолетов пока не определены.
Сколько выпускают самолетов сейчас?
Основная текущая продукция завода – модернизированный военно-транспортный Ил-76МД-90А. Темпы его производства пока невысоки: в 2022 и 2023 годах выпустили по 5 машин, в 2024 – шесть. План на 2025 год – семь самолетов. Чтобы выйти на запланированные 12, а затем 18-24 самолета в год к 2027 году, необходимо не только модернизировать оборудование, но и значительно увеличить штат – с 12 до 20 тысяч человек.
Готовятся к юбилею
В 2026 году «Авиастар» отметит 50-летие. Президент Владимир Путин подписал указ о праздновании этой даты. Губернатор Русских объявил 2026-й Годом авиастроителя в Ульяновской области, пообещав не только праздничные мероприятия, но и обновление инфраструктуры, а также поддержку коллектива. Власти надеются, что федеральное внимание придаст дополнительный импульс развитию завода.
Разрыв
Перспективы ульяновского «Авиастара» амбициозны, но сопряжены со значительными вызовами. Завод стоит на пороге масштабной модернизации и расширения кадрового состава. Однако между планами и реальностью существует серьезный временной и ресурсный разрыв:
1. Технологический разрыв: Устаревшая производственная база – ключевое препятствие для увеличения темпов выпуска.
2. Кадровый разрыв: Для роста производства необходимо увеличить штат на 8 тысяч высококвалифицированных специалистов, что является сложной задачей.
3. Временной разрыв: Серийное производство новых самолетов (особенно Ил-100) – вопрос отдаленной перспективы (не ранее конца 2020-х годов), в то время как модернизация и увеличение выпуска существующей модели требуют решений уже сегодня.
Таким образом, выход на полную мощность возможен не ранее конца этого десятилетия и жестко зависит от двух факторов: скорости модернизации оборудования и успеха в привлечении и подготовке новых сотрудников. Объявленный «Год авиастроителя» и федеральная поддержка создают благоприятный политический фон, но не отменяют необходимости решения этих фундаментальных производственных проблем.