Трансформация по расписанию
Фото предоставлено компанией МТС
— Агентство Json & Partners Consulting назвало МТС лидером технологического развития. Какие ИИ-решения МТС имеют потенциал для успешного внедрения в Ульяновской области?
— Мы используем ИИ как во внутренних процессах, так и в клиентских продуктах. Например, для планирования и управления сетью, где ИИ в реальном времени подстраивается под нагрузку. Наше подразделение MTS AI занимается обучением собственных языковых моделей (LLM) для бизнес-задач.
Одно из ключевых применений — интеллектуальная поддержка клиентов. ИИ-помощник определяет тему запроса, сам отвечает на него или передаtт специалисту, помогая быстро найти информацию. Для этого используются три технологии: обработка естественного языка (NLP), большие языковые модели и поисковые системы.
Для абонентов мы создали персональных ИИ-помощников, которые помогают с тренировками, подбором контента и общением. Также расширены возможности голосовых звонков: можно отвечать текстом, когда нельзя говорить, записывать вызовы и получать их текстовые расшифровки.
— В каких отраслях экономики Ульяновской области решения МТS AI могли бы принести практический эффект? Ведtте ли вы диалог с местными предприятиями?
— Группа МТС давно не только телеком-оператор. Наша собственная технологическая платформа AI Agents Platform позволяет в режиме «одного окна» создавать ИИ-помощников и управлять ими. Она объединяет универсальные решения для клиентской поддержки, юридических и бизнес-задач, а также корпоративных ИИ-ассистентов. Кроме того, мы предлагаем отраслевые продукты для телекоммуникаций, финтеха, промышленности и госсектора.
Яркий пример — система экомониторинга в Нижнем Новгороде, где наша AI-платформа отслеживает качество воздуха, измеряя концентрацию вредных веществ. Аналогичную систему можно применить для контроля качества воды в Волге, что актуально для Ульяновской области с еt развитой промышленностью.
В 2025 году МТС реализовала проект с МУП «УЛЬГЭС» по оснащению домов частного сектора Ульяновска умными счетчиками. Эти устройства дистанционно собирают и автоматически передают показания потребления электроэнергии. Кроме этого, возможна интеграция в единую платформу управления. Это позволит оптимизировать расходы предприятия и выстроить современную IT-инфраструктуру за счет автоматизированного сбора, контроля и анализа данных.
В рамках развития концепции «Умного города» мы готовим пилотный проект умных остановочных комплексов, который в ближайшее время планируем презентовать правительству Ульяновской области и городской администрации.
Еще одно ключевое направление — использование технологий искусственного интеллекта и аналитики для прогнозирования таких проблем, как пробки на дорогах или сбои в энергоснабжении. Эти решения помогают решать наиболее востребованные задачи региона и повышать качество жизни горожан.
— С какими основными заблуждениями или барьерами по внедрению ИИ вы сталкиваетесь при работе с малым и средним бизнесом?
— Главные барьеры — страх персонала перед переменами, восприятие ИИ как сложной и дорогой технологии, а также опасения утечки данных. Бизнесу часто кажется, что доступных решений для МСБ нет, но это заблуждение.
Например, для HR мы предлагаем ботов для подбора персонала, которые проводят первичный отбор кандидатов, тестирование, помогают оформлять кадровые документы. Решение легко адаптируется под различные каналы коммуникации: чаты, внутренние порталы и телефонные звонки.
Система анализирует поведенческие паттерны сотрудников и определяет, кто из них с высокой вероятностью может покинуть компанию. ИИ строит прогнозы на основе данных о заработной плате, возрасте, стаже и месте жительства уже уволившихся сотрудников, и предлагает меры для удержания ценных специалистов.
Сервисы WordPulse и Audiogram содержат модуль «Аналитика», который помогает повысить качество обслуживания клиентов. Система анализирует все каналы взаимодействия с покупателями: от магазинов и контакт-центров до сайта, мобильного приложения и социальных сетей. Поможет выявить причины снижения NPS, а благодаря семантическому и аспектному анализу диалогов - получить ценные инсайты для развития бизнеса.
— Взаимодействуете ли вы со школьниками и студентами, планируете выращивать кадры для работы с ИИ?
— Да, мы активно участвуем в образовательных проектах региона. Особое внимание уделяем работе с молодежью, проводим мобильные уроки для школьников по цифровой грамотности и безопасности в интернете.
Как руководитель регионального подразделения с коллективом более 2000 сотрудников, я заинтересован в привлечении молодых специалистов. Мы предлагаем студентам стажировки и возможность погрузиться в мир современных технологий уже во время обучения. Телеком- и IT-отрасль сегодня активно омолаживается, и мы хотим, чтобы сегодняшние студенты завтра стали высококвалифицированными специалистами, способными решать сложнейшие задачи региона и страны.
— Считаете ли вы необходимым интегрировать ИИ в образовательные программы ульяновских вузов?
— Безусловно. ИИ может автоматизировать проверку работ, создавать персонализированные образовательные траектории, отслеживать успеваемость и анализировать вовлечённость студентов. Например, благодаря сервису «МТС Линк» преподаватель может мгновенно получать готовые материалы после занятия, а система — сигнализировать об отставании учеников, анализируя их прогресс.
— Наверное, платформу «МТС Линк» можно использовать не только в образовании, но и в бизнесе?
— Конечно. Платформа универсальна. Только с июня по август деловое сообщество Ульяновска провело на ней более 500 онлайн-встреч. Пользователи стали активнее использовать ИИ: каждый пятый делает текстовую версию встречи (транскрибация), подводит итоги (саммеризация) и прибегает к помощи ИИ-ассистента. Платформа имеет высокий уровень защищенности и входит в реестр отечественного ПО.
— Какие основные направления развития ИИ на мировом уровне вы бы выделили в 2025 году?
— Я бы выделил три ключевых тренда:
1. Агентный ИИ. Это технологии, которые могут воспринимать мир, принимать решения и выполнять задачи без контроля человека - оформлять возвраты средств или обновлять данные счёта в банках. Наша разработка — MTS Agent — также умеет распознавать задачи и взаимодействовать с интерфейсами для их выполнения.
2. Виртуальные ассистенты в поддержке. Умные чат-боты снижают нагрузку на операторов и автоматизируют рутину. В Чебоксарах, например, наш робот Exolve с реалистичным голосом консультирует пассажиров транспорта.
3. Технологии по борьбе с мошенничеством. Наш «Защитник» анализирует разговоры, определяя, сгенерирован ли голос, и сопоставляет его с базой мошеннических образцов. При подозрительной активности абонент получает предупреждение и может прервать разговор.
Если резюмировать, то в предстоящие десятилетия будет сокращаться количество персонала, занятого на сборочных линиях, бухгалтерских расчетах и консультировании клиентов. Все эти задачи уже сейчас можно дополнять технологиями ИИ, а человеческий ресурс направлять на творческие задачи, где искусственный интеллект еще долго не сможет эффективно заменить человека.