Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Марина Самонова: Москва - не центр вселенной!

Сегодня, 16 декабря, день рождения у симбирянки Марины Самоновой, журналиста и писателя, автора повести «Записки гастарбайтера», книги «Москва и немосквичи».

Фото из архива Марины Самоновой

Главред «Делового обозрения» Татьяна Задорожняя, когда-то работавшая с Мариной в одной редакции, задала коллеге несколько вопросов об истоках творчества, источниках вдохновения и, конечно, о главной «героине» ее произведений - Москве.

- Марина, прими поздравления с днем рождения. Скажи, честно, это для тебя просто дата в календаре или событие?

- Пожалуй, после 50-ти - уже дата. Страшно быстро пролетают года, оглянуться не успеешь, как новый день рождения. С другой стороны понимаешь, что тебе здорово повезло прожить довольно длинную жизнь, многим и этого не досталось. И с каждым годом приходит разочарование: вот это не успела, вот это...

- Твое творческое путешествие началось более 50 лет назад. Вспомни ту самую первую «искру», которая заставила взяться за перо.

- Ой, я только писать научилась, и сразу взялась за "эпохальное произведение" о девочке Маше и ее подругах. Записывала в блокнотик истории. А вот описать местность, где проживала девочка, у меня не получалось. В конце концов, написала письмо: «дяденька редактор, опишите Машино село сами, я вам рисунок отправляю" (смеется).

А если серьезно, то в школе писала неплохие сочинения, стенгазету оформляла. И однажды " стрельнуло": подготовила эссе и отправила в районную газету, где выпускали литературную страницу с произведениями районных поэтов и прозаиков. Потом каждую субботу с трепетом открывала газету, искала эту страничку. Ох, какая же была радость, когда увидела заметочку со своей фамилией на странице газеты! А потом уж пошло-поехало... Пригласили на учебу в редакцию, давали задания. Писала очерки, статьи об односельчанах, о ветеранах труда и войны. Тогда много было живых ветеранов в добром здравии и памяти.

- Что бы ты сказала той молодой себе, которая только начинает?

- Как сказал Евгений Зиновьевич Мельников (член Союза писателей СССР, руководитель литературного кружка при "Ульяновской правде»): девчонки, пишите сейчас больше, печатайтесь, потом некогда будет - семья, дети... Как же он был прав!

- В твоей биографии - смена эпох. Чувствуешь себя в некотором смысле «летописцем»? Или важнее не фиксация времени, а вечные человеческие сюжеты?

- Думаю, я летописец через человеческие сюжеты (улыбается). Как сказал один читатель, он мои "Записки гастарбайтера" детям даст почитать в качестве художественной истории нашей эпохи.

- Твои сказки «на новый лад» - это разговор с классическим каноном на равных. Почему важно было «поговорить заново» именно с Иваном-дураком, Царевной-лягушкой?

- Люди меняются, меняются их взаимоотношения друг с другом. Мне захотелось представить, как те герои будут чувствовать себя в наше время. Но я не первая, кто переделывает старые сказки. Я просто попыталась не очень далеко уходить от оригинала.

- Сказка про «мужика, который накормил двух генералов» - это попытка адаптировать сатиру Салтыкова-Щедрина для современного читателя или самостоятельный ответ на его сюжет?

- Пожалуй, и то и другое. Когда я читала сказку в оригинале, мне стало очень обидно за мужика, жалко его. Вот и исправила "ошибку" крепостного права.

- Твоя первая повесть вышла в начале нулевых, но, как отмечено в аннотации, «времена меняются, а сюжеты остаются». Расскажи, как собирался материал для «Записок гастарбайтера»?

- На детских площадках, в парках развлечений, в творческих студиях, где я знакомилась с нянями, мамами, бабушками, внимательно слушала их рассказы и записывала. Несколько лет, практически каждый день. Когда компоновала книгу, что-то оставляла, что-то отбраковывала, как похожее или мало интересное. Первый вариант книги получился типично дневниковым. И хоть он получил множество положительных оценок и читателей, и некоторых коллег-писателей, я сама чувствовала какую-то недоработку. Спасибо журналисту Н. Королеву, который подсказал, что нужен не дневник, а повесть с разбивкой на главы, четкое оглавление. Так что пришлось полностью перелопачивать всё с начала до конца. Честно говоря, наверное, это было самое сложное: полностью переделывать уже готовое произведение. Зато теперь как никто понимаю и Николая Островского, и Льва Николаевича (улыбается).

- Главный нерв повести - поиск счастья, работы, места в жизни. Для героини Москва — это «мечта» или «ловушка»?

- Я выбрала героиню, которая просто зарабатывает в столице, но не собирается там жить, все ее мечты - на малой родине. Таких очень много в столице! Но вот о них-то никто и не пишет. Все современные книги именно о тех, кто приезжает покорять Москву, чтобы остаться здесь жить, будто это центр вселенной. Москва притягивает к себе возможностями, но отнимает нормальную жизнь, оставляя суету и погоню за "лучшим": у соседа машина круче, я хочу еще круче; мой одноклассник уже директор, мне тоже надо двигаться дальше по карьерной лестнице...

- Дневниковые записи героини - очень личный, почти интимный пласт. Сколько в твоей героине – Марины Самоновой?

- Сначала я просто писала, как сторонний наблюдатель, но быстро поняла, что получается сухо, отчужденно, уж очень газетно, что ли. Решила делать свои собственные включения, переделала чужие истории в истории главной героини. Меня самой там десяти процентов не наберется (улыбается).

- Москва — один из главных героев твоей прозы. За долгие годы твоего диалога с городом, насколько изменилось личное, эмоциональное восприятие Первопрестольной?

- Москва для меня всегда была каким-то родным городом, я никогда не чувствовала себя там чужой. И когда приезжала, как турист, и когда стала там жить. Но покупать там клетку в человейнике и жить до ухода из этого мира... нет, никогда не хотела.

Сейчас я вообще сельский житель, хотя с 17 лет живу в городе. Но ни Москва, ни Ульяновск не стали для меня центром вселенной. Я, правда, больше житель лесов, полей и огородов, чем каменных джунглей.

- Твою книгу «Москва и немосквичи» можно купить на маркетплэйсах, а также на «Авито». Для тебя это современная норма жизни книги или немного грустный символ того, как сегодня литература становится товаром среди прочих?

- Ну, книги же всегда продавались. Беда только в том, что теперь продвижением вынужден заниматься сам автор. Раньше этим занимались редакторы: выбирали достойных и давали жизнь их произведениям. Сейчас все решает реклама, деньги... Институт критики вообще зачах. А о заработках в литературе много рассказывают сказок. Сейчас платят "раскрученным", написавшим пару сносных книг. Потом, чтобы не терять читателя, под этим именем публикуют уже произведения литературных рабов, а раскрученный автор дает интервью, снимается на ТВ и создает свои шедевры раз в пятилетку. При такой системе у нас новый Пушкин точно не появится. К великому сожалению.

- За полвека работы ты, наверное, видела, как менялся читатель. Какой он сегодня, на твой взгляд?

- Люди с советским образованием хорошо усваивают крупные объемы прозы, без труда понимают аллегории. А вот молодые жалуются: одну сказку прочитал, надо отложить книгу и подумать, переварить прочитанное...

- Ты уже не раз встречалась с читателями, в том числе в библиотеках Ульяновска. В таких встречах, как правило, часто звучат самые неожиданные и пронзительные отзывы…

- Да, встреч было немало. И в Москве, и в Ульяновске. Однажды на встречу пришла поэтесса, ошиблась дверью, но осталась, и мы всей компанией славно пообщались.

А однажды читательница меня пожалела: ой, сколько ж вы настрадались... Она решила, что все описанное происходило именно со мной.

- Над какой новой темой или формой сейчас работаешь?

- А вот это не скажу. Однажды похвасталась, и работа застопорилась. Вот так шло хорошо, так легко сюжет строился, но... Всё пропало! (улыбается).

- Марина, в чем, по-твоему, сверхзадача писателя, который, как и ты, работает на стыке журналистики, социальной прозы и сказки?

- Всегда помню наставление Тамары Даниловны Смирновой, сотрудника "Ульяновской правды": пиши честно, помни, что пишешь о живых людях, у них есть родные и близкие, думай всегда, как твое слово отзовется в их сердцах. Взвешивай каждое слово!"

Вот и стараюсь каждое слово взвешивать.

Отрывки из книги «Москва и немосквичи»:

* * *

Девушка объясняет парню содержание фильма:

– О любви это. Девушка погибла. Её изнасиловали, она повесилась. А её сестра мстит виновникам. МЕстический фильм.

– Какой? – недоумённо переспросил молодой человек.

– Ну, мЕстический! От слова «месть»! – удивляясь его «тупости», поясняет девушка.

* * *

У ворот столичной гимназии ученика младших классов встречает няня лет шестидесяти-шестидесяти пяти лет с коляской, в которой качает младенца. Ученик просит:

– Давайте ещё во дворе погуляем немного.

– У мамы спросим, – отвечает так вяло и безразлично, что мысли ясно читаются: Господи, как же я от вас устала, посидеть бы на диванчике, посмотреть сериальчик…

Зачем работает, если никакого удовольствия работа с детьми не доставляет? Это ж дети, а не игрушки…

***

В общаге.

Вечером девчонки собираются: красятся, завиваются, одеваются красиво и опрятно. Выходят в мир, тусуются в кафешках, развлекают-ся с парнями, которым, конечно же, не сообщают, что живут в обща-ге. По телефону говорят: «Нет, ко мне на квартиру нельзя, мы вчетве-ром (втроём) живём». А какие красивые выходят девочки из дверей общаги! Все здесь стараются держаться достойно.

Кто-то из женщин в качестве скраба для тела использует кофейную гущу: в душе после неё так приятно пахнет кофе! У всех на тумбочках стоят кремы, духи…

И на что я ещё обратила внимание: практически все проживающие курят! Как одна девушка сказала: так проще завязать знакомство. Выходят во двор, садятся на лавочку и достают сигаретку… Тут же кто-то предлагает зажигалку. Слово за слово… У многих женщин «заводятся кавалеры»…

На первом этаже живут только женщины, на втором и третьем – только мужчины.

Я не слышала о случаях воровства среди женщин. Однажды в комнате напротив нашей украли телефон у девушки. Говорит, что лежал на кровати, что видела, как заглядывал к ним один молодой человек. Нашла его, с криком набросилась… Но он только смеётся: да я просто заглянул, увидел, что никого нет, и вышел…

Теперь эта девушка считает ВСЕХ проживающих здесь ворами и преступниками, смотрит на всех исподлобья, презрительно. Даже шубку свою теперь вешает не у входа, на вешалку, а на крючок у изголовья кровати. Я слышала, как она говорили сверстнице-соседке по комнате, что здесь все «быдло и чмошники», а сама, как оказалось, в этой общаге уже около трёх лет живёт. Так и хочется сказать: а сама ты кто? Как можно, не зная людей, так о них отзываться? И ведь узнать никого не желает, ни с кем не общается… Всё свободное от работы время посвящает переписке по Интернету с мальчиками заграничными. Ездила уже к кому-то в Германию, Францию. Правда, пока «безрезультатно». Хотя почему? Результат-то есть: подарки привозит, мир повидала, в языках поднаторела…

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: