«Газпром» – постковидное возрождение
Фото: «Газпром»
О компании
«Газпром» – глобальная энергетическая компания, более 50% акций которой принадлежит государству. Основные направления деятельности – геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация природного газа, газового конденсата и нефти, а также производство и сбыт тепловой и электрической энергии. «Газпрому» принадлежит 95,7% «Газпром нефти», а также 100% «Газпром Энергохолдинг», в периметр которого входят «Мосэнерго», ТГК-1 и ОГК-2.
«Газпром» является мировым лидером по добыче природного газа, на которого приходится 12% мировой и 68% российской добычи газа. Одновременно «Газпром» располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 16%, в российских — 71%. Компании принадлежит крупнейшая в мире газотранспортная система, а также монополия на экспорт трубопроводного газа за пределы РФ. Более половины добываемого газа «Газпром» поставляет на внешние рынки, в основном в страны ЕС. При этом компания закрывает порядка 30% потребностей Европы в голубом топливе.
Инвестиционный тезис
«Газпром» – многопрофильный конгломерат, получающий доходы на различных рынках. При этом бизнес компании в области добычи, транспортировки и продажи газа, по-прежнему является ключевым. Около четверти выручки «Газпрома» номинирована в рублях (продажи газа на внутреннем рынке, услуги по транспортировке газа, а также реализация тепло- и электроэнергии), тогда как большая часть доходов прямо или косвенно привязана к глобальным ценам на энергоносители. Конъюнктура на рынке нефти (в меньшей степени) и стоимость газа в Европе (в первую очередь) имеют ключевое значение с точки зрения финансовых результатов «Газпрома».
Именно поэтому в 2020 году «Газпром» оказался заложником фронтального обвала цен на углеводороды. Если падение нефтяных котировок было связано с сокращением глобального спроса из-за повсеместных ограничительных мер, принятых в рамках противодействия распространению COVID-19, то история снижения цен на природный газ несколько иная. Цены на голубое топливо в Европе уже к середине 2019 года были на неприлично низких уровнях из-за затоваривания рынка американским сжиженным природным газом (СПГ), который продается в убыток.
Изобилие относительно дешевого СПГ из США на глобальных рынках в последние годы объяснялось в первую очередь избытком голубого топлива на внутреннем американском рынке, где объемы предложения существенно выросли благодаря буму сланцевой добычи (в большинстве случаев газ добывался как побочный продукт при добыче нефти). Цены бенчмарка Henry Hub упали только к середине еще докризисного 2018 года вдвое за пять лет до уровня $3/мбте (около $107 за 1 000 куб. м.), а в первой половине 2020 большую часть времени торговались даже ниже $2/мбте. Отчасти потери производителей газа смягчались хеджированием на срочном рынке, однако только малое число компаний хеджировало 100% добываемого объема, особенно на срок более 2-3-х лет. Но низкие цены на нефть в текущем году нанесли дополнительный серьезный урон сланцевой индустрии, от которого она оправится не так скоро. Заметное число сланцевых производителей уже обанкротились в этом году, и это, видимо, еще не конец истории. Как следствие, предложение газа в США начало сокращаться, а цены снова вернулись к росту. А данный процесс в конечном счёте ведёт к увеличению рыночных цен на СПГ, что позитивно для конъюнктуры рынка голубого топлива ЕС.
На европейском рынке газа теплая зима 2019-2020 годов еще больше усугубила затоваривание рынка. В результате уже в конце февраля 2020 года спотовые цены на газ пробили психологически-важный уровень в $100 за тыс. куб. м., в последний раз зафиксированный почти 20 лет назад. Впрочем, как оказалось, это были далеко не минимальные значения, и к концу весны цены на газ упали еще в два раза. Здесь впору говорить исключительно о силе инерции, поскольку даже при $100 за тыс. куб. м маржа, например, «Газпрома» на европейском рынке уже слабо отличается от нуля. Поставщикам заокеанского СПГ необходима минимум в два раза большая цена на газ для экономически обоснованных поставок.
Поэтому не удивительно, что после достижения исторических минимумов в конце мая, уже с июня конъюнктура на европейском рынке голубого топлива начала стремительно восстанавливаться. Поскольку основное потребление газа традиционно связано с выработкой электроэнергии и тепла, то погода предстоящей зимой окажет куда большее влияние на скорость и масштаб восстановления цен, чем вторая волна пандемии.
«Газпром» пока аккуратно прогнозирует сохранение избыточного предложения природного газа на европейском рынке, однако уже видит начало восстановления цен в IV квартале 2020 – I квартале 2021. Срочный рынок также сигнализирует рост цен на газ на европейском рынке выше $150 за тыс. куб. м. В нашем умеренно-позитивном сценарии мы ожидаем возврата среднегодовых цен на газ в 2021 году в район $200 за тыс. куб. м, что представляется довольно устойчивым уровнем в долгосрочной перспективе.
Глобальные цены на нефть также двинулись вверх после того, как основным странам-производителям в рамках сделки ОПЕК+ удалось договориться о сокращении совокупного предложения в ответ на провалившийся из-за пандемии спрос. При этом мы полагаем, что их восстановление будет проходить более плавно, чем в случае с природным газом, однако этот процесс в любом случае уже начался.
Финансовые результаты и перспективы
Помимо глобальных цен на углеводороды финансовые результаты «Газпрома» зависят курса российской валюты. Невооруженным глазом можно заметить высокую корреляцию между ценами на газ в Европе, пересчитанными в рубли, и значением показателя EBITDA «Газпрома», также номинированного в рублях. Любопытно также, что несмотря на различные ценовые формулы и привязки к топливным корзинам и нефтяным котировкам, прописанные в долгосрочных контрактах на поставку газа в ту или иную европейскую страну, де-факто в среднем по году цены реализации «Газпрома» хорошо коррелируют со стоимостью спотовых газовых контрактов. Таким образом, при возврате в 2021 году европейских цен на газ в район $200 за тыс. куб. м, на что мы рассчитываем в базовом сценарии, в рублевом эквиваленте они будут очень близки к значениям 2018 года. А это значит, что финансовые результаты также прилично подрастут и, видимо, превзойдут показатели 2019 года. Учитывая тот факт, что по итогам 2021 года компания планирует заплатить акционерам 50% скорректированной прибыли по МСФО, «Газпром» выплатит держателям рекордный в истории дивиденд в районе 25 руб. на акцию. Безусловно, все вышесказанное позитивно отразится на капитализации газовой компании.