Бизнесмены предложили внести поправки в УК и УПК РФ
Фото: pixabay.com
Тему для обсуждения выбрали «горячую». Как уточнила генеральный директор АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей» Элина Сидоренко, «перманентный риск уголовной ответственности мешает бизнесу развиваться и тормозит инвестиционный поток в стране».
Представители бизнес-сообщества и общественных предпринимательских организаций подготовили в общей сложности более двух десяток поправок. Они касаются, в том числе, декриминализации мелкого мошенничества и незаконного предпринимательства, введение такого основания для отказа в возбуждении уголовного дела, как возмещение ущерба.
Депутат Госдумы Денис Кравченко выделил три ключевых предложения. Это замена лишения свободы за экономические преступления на штрафы; ужесточение ответственности для следователей, возбуждающих необоснованные уголовные дела по экономическим преступлениям, и для судей, назначающих по ним меру пресечения в виде заключения под стражу, а также расширение полномочий прокуратуры по отношению к следствию и оперативно-розыскным действиям.
Также было предложено декриминализовать часть преступлений — например, организацию ответственности за фиктивное банкротство, мелкий коммерческий подкуп, незаконное предпринимательство (в части работы без регистрации). Как отметил вице-президент РСПП Александр Варварин, последняя деятельность по сути является законной. Нарушения заключаются лишь в уклонении от исполнения требования о госрегистрации.
Предложено декриминализовать часть преступлений — например, организацию ответственности за фиктивное банкротство, мелкий коммерческий подкуп, незаконное предпринимательство
Эксперты считают, что нужно исключить уголовную ответственность за мошенничество, а также присвоение и растрату при ущербе от 2,5 до 5 тысяч рублей — это можно отнести к административным правонарушениям. Кроме того, по их мнению, нужно расширить перечень оснований для отказа в возбуждении уголовных дел, включив в него деятельное раскаяние, примирение с потерпевшим и возмещение ущерба.
Еще одна инициатива предпринимательского сообщества — конкретизация критериев группового преступления (оно, согласно УПК, является отягчающим обстоятельством). Предложено не квалифицировать преступления как совершенные группой лиц, если установлена прямая вертикаль подчиненности руководителя организации и ее сотрудников и не доказан прямой умысел на совместное совершение преступления.
Квалификационные составы налоговых преступлений, по мнению предпринимателей, можно перевести в категорию средней тяжести и изменить санкцию на один год. Это позволит преодолеть «неустранимые» противоречия сроков давности, которые традиционно истолкутся не в пользу бизнесменов.
Представители «Опоры России» предложили дать определение «рейдерскому захвату» и выделить для него отдельную часть в статье 169.1 (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности) и статье 330 (самоуправство).