Мошенники используют смартфоны и виртуальные карты для обмана россиян
Фото: Freepik.com
Центробанк и крупнейшие банки страны обеспокоены ростом случаев мошенничества с виртуальными или токенизированными картами. Преступники, представляясь сотрудниками банков, правоохранительных органов или Центрального банка, убеждают россиян подвязать виртуальную карту в сервисы, такие как Mir Pay или Sber Pay, а затем перечислить средства якобы для их защиты. Жертва, следуя инструкциям мошенников, переводит деньги на карту злоумышленников, после чего теряет доступ к своим финансам.
Мошенники действуют через звонки, используя мессенджеры или обычную телефонную связь, и сначала убеждают снять все имеющиеся деньги, включая кредитные средства. Если у жертвы смартфон на Android, то её просят установить приложение Mir Pay и привязать к нему виртуальную карту по инструкциям мошенников. Иногда жертвам даже предлагают купить недорогой Android-смартфон для реализации данной схемы. Затем от человека требуют внести деньги через банкомат с помощью функции NFC, вводя данные, которые диктуют преступники.
Банки и Центробанк подтверждают, что подобные схемы стали массовым явлением. Для борьбы с ними государство предлагает ограничить внесение средств на токенизированные карты в течение первых 48 часов после их выпуска. Также рассматриваются дополнительные меры по введению «периода охлаждения» для крупных финансовых операций. С весны 2025 года операторы, такие как НСПК, начнут сообщать банкам информацию о количестве выпущенных на один счёт виртуальных карт и времени их создания.
Эксперты отмечают, что подобные ограничения помогут защитить граждан от финансовых потерь, вызванных социальной инженерией. В то же время Центробанк призывает россиян соблюдать осторожность: не скачивать неизвестные приложения, не переходить по подозрительным ссылкам и не разглашать свои личные или финансовые данные.