Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Мошенники используют самозапрет на кредиты для обмана граждан

С 1 марта в России на портале "Госуслуг" заработал сервис по установлению добровольного самозапрета на кредиты и займы. Мошенники начали активно использовать новый механизм.

Фото: freepik

Согласно информации от Минцифры более 5 миллионов россиян установили самозапрет на кредит за 10 дней работы сервиса. В топ регионов по количеству установивших самозапрет вошли Санкт-Петербург, Москва и Московская область, Краснодарский край, Свердловская область, Башкирия, Татарстан, Новосибирская, Ростовская и Челябинская области.

По информации Ассоциации развития финансовой грамотности, злоумышленники звонят гражданам от имени сотрудников государственных служб, убеждая их, что запрет был установлен некорректно и предлагают перейти по фишинговым ссылкам для его отмены и последующего исправления введенных данных.

Злоумышленники звонят своим жертвам, представляются работниками «Госуслуг» и под предлогом исправления ошибки отправляют короткие ссылки, по которым граждане попадают на поддельные сайты, имитирующие портал. После ввода личных данных, мошенники получают доступ к учетным записям жертв и могут совершать финансовые операции, в том числе оформлять кредиты и микрозаймы.

По словам экспертов, этот доступ также позволяет злоумышленникам читать SMS и другие сообщения, включая коды для интернет-банкинга. Кроме того, они могут использовать полученные данные для создания новых аккаунтов, оформления кредитов, а также доступа к налоговым вычетам и другим финансам.

Представители Минцифры отмечают, что никогда не запрашивают личные данные по телефону, а отменить самозапрет может только сам пользователь, подписав заявление электронной подписью. Все изменения статуса заявлений отображаются в личном кабинете и никаких «некорректных» или «случайных» самозапретов быть не может.