Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Российский автопром 2.0: как локализация и новые бренды меняют рынок

Производство в России – не вынужденная мера, а новая точка роста для автопрома и экономики. За последний год российский автомобильный рынок претерпел заметные изменения: стали активнее локализовываться производственные мощности, на рынок пришли новые марки и модели, а регулятор корректирует налоговые параметры отрасли. Все это формирует новые условия для производителей, дилеров и конечных покупателей. Экспертную оценку перспектив рынка дал генеральный директор ООО УК «Авторай» Андрей Чигиряев.

Фото: freepik

Андрей Чигиряев

генеральный директор ООО УК «Авторай»

Локализация: что это дает на практике

Под локализацией в текущих реалиях понимают не только сборку автомобилей на местных мощностях, но и перевод части производственных операций (сварка, окраска).

Важно выделить три практических эффекта локализации.

Снижение зависимости от внешних логистических рисков. При высокой доле локальной сборки перебои в импортных поставках оказывают меньшее влияние на объемы выпуска.

Возможность смягчить влияние роста отдельных сборов и издержек. В случаях, когда регулятор вводит дополнительные сборы или когда растет стоимость логистики, локализованная сборка дает производителю и дилеру больше инструментов для оптимизации конечной цены.

Занятие простаивающих производственных площадок и сохранение рабочих мест. Перезапуск линий на площадях бывших иностранных сборочных предприятий (включая модернизацию сварочных и окрасочных цехов) создает рабочие места, пополняет налоговую базу и поддерживает локальную экономику.


– Локализация дает более гибкие возможности для ценовой политики в условиях повышенных сборов и расходов, – отмечает Андрей Чигиряев. – Это не магия, а экономическая реальность: чем бОльшая часть стоимости формируется внутри страны, тем меньше влияние внешних факторов на цену для конечного покупателя.

Новые бренды: где производят и что предлагают

– Solaris – ребрендинг и локализация на базе «Автомобильного завода АГР» в Санкт-Петербурге. Solaris наращивает производство и дилерскую сеть, делает ставку на адаптацию к российским условиям (зимний пакет, увеличенная антикоррозийная защита, локальные поставщики) и активно позиционирует себя как «практичный, но технологичный» вариант для массового покупателя.

– Tenet – марка, которая за считаные месяцы вошла в топ-продаж: кроссоверы Tenet производятся на калужских мощностях AGR/AGR Automotive, где ранее собирали автомобили Volkswagen. Бренд сделал ставку на технологичность, надежность и конкурентную комплектацию. По итогам старта Tenet показал высокие темпы продаж, быстро завоевав место в пятерке популярных брендов.

На российском рынке появились бренды, которые строят модельный ряд на локализованных производственных площадках. Два наиболее обсуждаемых примера – Solaris (восстановленный бренд на базе российских производственных мощностей) и Tenet (бренд, стартовавший с крупноузловой сборки и перешедший к более глубокому уровню локализации).

Ключевые характеристики, которые отмечают эксперты рынка:

Адаптация под российские условия. Установленные «зимние пакеты», усиленные элементы антикоррозийной защиты, настройки подвески с учетом отечественных дорог – стандартные требования при локализации моделей для российского рынка.

Комплектации и оснащение. В ряде случаев локализованные модели предлагают конкурентные комплектации: расширенные мультимедиа-пакеты, наборы систем помощи водителю, дополнительные опции безопасности.

Производственный цикл. Переход от крупноузловой сборки к полному циклу –шаг, требующий инвестиций и времени, но он повышает долю добавленной стоимости в регионе и снижает внешние риски.

Важно подчеркнуть: массовые продажи новых моделей возможны лишь при комбинации конкурентного продукта и надежной дилерской поддержки, включая сервис и логистику запчастей.

Утилизационный сбор и ценовое давление – факт, не миф

Одним из важнейших факторов, влияющих на ценовую динамику в конце 2025 года, является утилизационный сбор. В условиях, когда сбор либо растет, либо по-новому перерассчитывается, конечная стоимость автомобиля для потребителя может увеличиться от 10 до 30%.


– Утилизационный сбор – реальная нагрузка на рынок, и с 1 декабря произойдет перераспределение цен в зависимости от того, какая доля машины локализована, – комментирует Андрей Чигиряев. – Поэтому локализованные модели имеют принципиальное преимущество в удержании конкурентной цены.

Влияние на дилерские продажи и сервис – взгляд из практики

Дилеры по-прежнему выполняют рыночную функцию: продают автомобиль и обеспечивают послепродажное сопровождение. Изменение структуры производства лишь меняет условия, в которых дилеры работают.

Корпоративный сегмент демонстрирует интерес к локализованным автомобилям именно из-за прогнозируемости расходов и сервисной доступности. Компании, закупая автопарк, учитывают не только цену покупки, но и стоимость обслуживания в долгосрочной перспективе.

Риски и ограничения локализации

Локализация – не панацея. Существует ряд объективных ограничений и рисков:

Качество отдельных узлов. Переход на локализацию требует развития поставщиков и контроля качества.

Необходимость инвестиций. Полный цикл требует капитальных вложений в линии сварки и окраски, автоматизацию и обучение персонала.

Зависимость от импортного высокотехнологичного оборудования. Даже при локализации многие современные компоненты по-прежнему поставляются из-за рубежа; их доступность влияет на ассортимент и сроки.

Краткосрочный прогноз

Опираясь на динамику запуска и на текущие тренды, можно предложить следующие ожидаемые сценарии:

Рост доли локализованных автомобилей в продажах. Модели, выпускаемые на российских мощностях, постепенно займут большую долю в массовом сегменте.

Стабилизация ценовой динамики для локализованных моделей. В то время как импортные аналоги станут более подвержены внешним колебаниям, локализованные машины будут демонстрировать относительную ценовую стабильность.

Повышенный интерес корпоративного сегмента. Лизинг и корпоративные закупки станут более значимой статьей спроса на фоне общей неопределенности.

Усиление качества сервиса и логистики. По мере роста объемов производства компании и дистрибьюторы будут инвестировать в сети дилерских и сервисных центров, складские запасы и обучение персонала.

Локализация как инструмент, а не самоцель

Локализация – это практический инструмент, дающий производителям и рынку механизмы снижения уязвимости к внешним факторам. Она не снимает рисков и не отменяет необходимости качественного менеджмента и инвестиций, но дает преимущества тем, кто готов вкладываться в производство, технологию и сервис.


– Мы видим, что рынок перестраивается: локализация – это не просто тезис, а экономическая реальность. Для потребителя это шанс получить современное, адаптированное транспортное средство с предсказуемой стоимостью владения. Для экономики – это рабочие места и налоги. Для бизнеса – необходимость делать ставку на качество и сервис, – резюмирует генеральный директор управляющей компании «Авторай» Андрей Чигиряев.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: