Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Лайфхаки для книжного магазина

Как маленькому магазинчику выжить в окружении крупных книготорговых сетей? Генеральный директор сети «Буквоед» Денис Котов поделился советами с предпринимателями-участниками VII Международного культурного форума.

Фото: Эльмира Кобина


Денис Котов
генеральный директор сети «Буквоед»

– Пока у человека есть две руки и глаза – «аппарат чтения», пока мы не вставляем диски себе в живот, а флешки – непосредственно в мозг, книга никуда не денется. Она оптимальна. Она сделана под человека и для человека. Мало того: у человека, как известно, есть правое и левое полушария, и правому полушарию нужно обязательно что-то трогать, ему нужно что-то обонять – не файл. Поэтому у нас есть фундаментальные основания для того, что бумажная книга жила и развивалась.

Но кризис, безусловно, был и не закончен. Книги конкурируют с телевизором, интернетом и алкоголем за время и внимание наших читателей. И это серьезные конкуренты: они выдавливают чтение из нашего обихода. Поэтому книжникам нужно преобразовываться.

Новые книжные магазины – это, по сути, центры культуры, взаимодействия, общения, социальных связей, которые помогают человеку чувствовать себя не одиноким. Потому что книга, прочитанная разными людьми, объединяет этих людей.

Мы изначально бренд «Буквоед» выстраивали как бренд для живых людей. Сейчас в северо-западном регионе работают 130 магазинов «Буквоед» (в остальных регионах представлен бренд «Читай-город»), некоторые из них работают 24 часа, чтобы книга была доступна. Порядка 150 мероприятий проходят ежемесячно. И эта стратегия привела к тому, что многие эксперты переоценивают перспективу нашей отрасли.

Я уверен, что Ульяновск с той книжной политикой, которую я вижу, и признанием его литературным флагманом России очевидно станет лидером преобразований в регионах. И я убежден, что эту практику мы будем распространять по другим территориям нашей страны, и в Ульяновскую область будут желающие приехать поучиться. Именно на таких регионах будет держаться читающая Россия, в которой не менее 80% россиян будут читать не менее 12 книг в год. И с нашей точки зрения, это разумная культурная нагрузка, или культурный минимум. Это стратегическая цель, которую мы в «Буквоеде» разделяем с Российским книжным союзом.

Лайфхаки от Дениса Котова

1. Уникальность, бренд и видение

«Я открыл «Буквоед» в 2000 году с нулем собственных средств с привлечением 25 тысяч долларов у знакомого отца. Площадь первого магазина составляла 100 квадратных метров. На то время это был вполне себе хороший, продвинутый магазинчик.

Самое главное в таких книжных магазинчиках, «первых пробах», – это уникальность, свежесть и, конечно же, бренд. Помимо бренда, понятно, должно быть видение, и это видение должно быть не вчерашним, а перспективным».

2. Глубокий ассортимент

«Любая книжная сеть – технологически очень инерционная система. Мы достаточно много инвестируем в бренд, технологии, связи с клиентами, ассортимент, но при этом мы не можем быть очень адаптивными и глубокими в ряде сегментов. В каких-то сегментах ассортимент широкий, а какие-то узкие сегменты (например, лингвистика, языкознание, филология) представлены мало. Глубокий ассортимент, как правило, трудно представлять большой системе. Его можно представить в больших городах, а когда дело доходит до маленьких, физические ограничения начинают в некоторых случаях выдавливать даже великие произведения, оставляя, в основном, ликвидные книги».

3. Крупный поставщик

«Даже если у тебя нет денег, ты все равно можешь открыть книжный магазин. Из практических партнеров, которые могут обеспечить достаточно надежный полный цикл, это холдинг «АСТ-Эксмо», который является крупнейшим поставщиком литературы (и, в принципе, один книжный магазин можно открывать просто на базе этого ассортимента, добавляя в матрицу индивидуальные, локальные издательства)».

4. Событийность

«Рынок культурного досуга – это не просто книжный рынок. Это рынок времени и денег. В этом смысле книжные пространства тоже конкурируют и взаимодействуют со всеми культурными инфраструктурами – кинотеатрами, музеями, театрами. Обычно их взаимодействие у нас плохо налажено. Но мы работаем на одном рынке. Перекрестная информация здесь начинает играть по-новому и обустраивать «полотно» культурных связей, которые существенно сильнее, чем одна книжная инфраструктура.

И на рынке культурного досуга, и на рынке обучения, саморазвития и познания есть событийность. И если она есть у вас, тогда у вас больше посетителей, чем у соседа. Рынок обучения – это мощный драйвер по притоку посетителей. Если вы заявляете правильную тему, подбираете компетентных экспертов, которые на эти темы могут высказываться, а тема интересна всем вокруг (например, любовь, дети, увлечения, путешествия, духовные и психологические аспекты, бизнес), – у вас поток. Потому что людям не интересно там, где нет смысла».

5. Не только книги

«Ассортимент не-книг у нас достаточно большой – 50 тыс. наименований (при 200 тыс. наименований книг). И не-книги уже дают около 50% выручки.

Открывать чисто книжный магазин, в котором не будет сопутствующих товаров – это не то чтобы утопия, но в таком случае надо иметь помещение в собственности и не ожидать какой-то доходности».

Материалы по теме:

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: