Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Бизнес, выросший из хобби

У многих ульяновцев есть увлечения, которым они уделяют свое свободное время. Это нужно для души и сердца, чтобы выражать эмоции или отвлекаться от основной работы… Но иногда случается так, что хобби начинает приносить не только удовольствие, но и доход. И это – отличный повод задуматься о том, как превратить свою страсть в коммерческий проект.

Фото: freepik.com

От любимого дела к источнику прибыли

Принято считать, что любой руководитель должен быть наделен соответствующими чертами характера и навыками. Однако люди, начинающие свое дело с хобби, зачастую делают это спонтанно. И тогда движущей силой выступает личная мотивация, творческий подход и преданность любимому занятию. А катализаторами для начала бизнеса могут стать совершенно непредсказуемые события.

Ольга Ермаченко, генеральный директор и сооснователь Волгоградского завода декора «Сад радости»:

– Мысль о своем бизнесе пришла к нашей семье в 2009 году после мирового финансового кризиса. Денег не хватало, и тогда родилась идея – мастерить садовые фигуры. Собрали семейный совет, на котором постановили: бизнесу – быть. При этом финансовые сложности и экономические неурядицы, конечно, пугали.

Ольга рассказала, что, работая в компании, которая занималась водяными фильтрами, часто бывала в частных домах и наблюдала за тем, как владельцы украшают свои участки садовыми фигурами. Отсюда и родилась идея для бизнеса.

– Мы собрали всей семьей 60 тысяч рублей и заказали из Беларуси три силиконовые формы. Первые два месяца смешивали гипс с водой в кастрюлях и отливали фигуры на кухне. Делали котиков и ежиков, которыми были уставлены все батареи в квартире. Там же их красили кисточками, затем муж лакировал фигурки в гараже и вместе с сестрой развозил по магазинам нашего города. Трудолюбие и удача сделали свое дело: за год нашими заказчиками стали более 30 оптовиков. Мы начали расширять ассортимент и формировать свое производство.
Сейчас в компании «Сад радости» я занимаю пост генерального директора, отвечаю за маркетинг и продажи. Мой муж – главный инженер, сестра возглавляет производство. А старшая дочь развивает экспортное направление. В ближайших планах – расширение. Предприятие наращивает объем экспортируемой продукции. За последние два года прибыль от поставок за рубеж возросла вдвое – с трех до шести миллионов рублей. Ежегодно завод заключает свыше 250 контрактов. География поставок широкая. Наши световые фигуры стоят в Техасе, Испании, Германии. Причем, несмотря на действия недружественных стран, в октябре коммерческий парк из Франкфурта захотел купить наши световые фигуры. Они сказали, что, несмотря на политические их запреты, все равно хотят работать с нами.

Иногда успех скрывается там, где совсем не ожидаешь его отыскать. А прибыльный бизнес – это не только тот, что у всех на слуху. Есть множество узких направлений, в которых представлено не так много производств. Это значит, что конкуренция в них меньше, зато спрос, пусть и не такой интенсивный, но стабильный.

Денис Аксенов, основатель и руководитель медной мастерской «Ден-Акс», специалист по меди:

– Я окончил 8 классов, отучился на электромеханика, полгода проработал в компании «Мослифт» – и уволился. Не смог остаться там надолго. Вместо этого начал помогать отцу и деду – они занимались кровельным делом. С московских крыш успевал ловить самые прекрасные закаты… Красота, да и только. Но потом случилась травма. На одном из заказов рассек листом железа ахиллово сухожилие.
После операции и долгого восстановления стал задумываться о дальнейших планах на жизнь. Ушел из бригады, заказал из Германии инструменты и в 2010 году снял собственную мастерскую, где начал создавать изделия из меди.
Медь очень устойчива к российскому климату, да и вообще легко поддается ковке. Изделия из нее подходят к любому интерьеру и пространству, будь то кухня с медным фартуком, гостиная с медным камином или же спальня с зеркалом в медной раме. Этот материал всегда добавляет интерьеру глубины, определенного шика.
Постепенно ко мне все чаще стали обращаться с коммерческими заказами. Я поднялся с нуля, и этот успех могу объяснить только искренней любовью к своему делу. У меня не было цели заработать миллионы, но мне всегда хотелось заниматься тем, что мне нравится.

На пути к монетизации

Мир знает множество крупных брендов, история которых начиналась с хобби их основателей. Стив Джобс и Стив Возняк собирали в гараже компьютеры, Джефф Безос продавал книги, а Доменико Дольче, ставший одним из основателей модного дома Dolce&Gabbana, с детства любил проводить время в ателье отца.

Надо сказать, что сегодня возможностей у предпринимателей в разы больше, чем у их предшественников. Разнообразные бизнес-инкубаторы, частные и государственные программы поддержки, курсы, менторство и неограниченные каналы для привлечения инвестиций и продвижения – все это формирует живую среду, способствующую быстрому росту. В развитии новых брендов заинтересован и сам рынок: например, ретейлеры и маркетплейсы, куда продукция попадает в первую очередь.
Одной из ведущих площадок, где отечественные ремесленники и предприниматели могут превратить хобби в бизнес, выставив на продажу свои товары, является «Ярмарка Мастеров». Платформа охотно идет навстречу продавцам и помогает им запустить свое дело.

– Самым продаваемым товаром на платформе являются украшения – 13% от всего объема сделок. В следующую категорию популярных товаров (4%) входят куклы и игрушки. Handmade-реборны и вязаные сувениры востребованы не только среди детей, но и среди их родителей, – поделилась с «ДО» Юлия Блинова, руководитель направления внешних коммуникаций «Ярмарка Мастеров» – Livemaster. – Еще один крупный раздел – это товары для дома и интерьера (также 4% от числа сделок). Направление «Фэн-шуй и эзотерика» (3% от объема сделок) подразумевает определенную энергетику, которую транслируют товары продавцов. И, конечно, подобные вещи, сделанные своими руками, очень любимы нашими покупателями.

Юлия отмечает, что в популярных категориях конкуренции традиционно больше. А вот работа в уникальных, нишевых товарных сегментах имеет свои плюсы – там куда легче заполучить внимание покупателей.

На платформе постоянно проходят регулярные курсы и марафоны для новичков, чтобы продавцы могли улучшить свои онлайн-магазины. Также на сайте размещаются материалы в рубрике «Хендмейд как бизнес», где редакция дает рекомендации по монетизации своего дела.

– Мы понимаем, насколько важно получить поддержку на старте. У наших продавцов есть чат-сообщество «Ярмарки Мастеров» в Telegram, где они могут общаться и обмениваться опытом. Также работаем с центрами «Мой бизнес» по всей России: от них начинающие предприниматели могут получить помощь в финансировании размещения и продвижении на нашей платформе, – продолжает Юлия Блинова.

Зайдя на этот сайт, можно с непривычки растеряться – столько там красочных, искусно выполненных изделий. Найти в каталоге можно что угодно: одежду, косметику, мебель и предметы искусства, музыкальные инструменты, зоотовары и многое другое. Конечно, там представлены и ульяновские мастера.

Юлия Кривова, предприниматель, художник, автор проекта «Куклы реборн Юлии Кривовой»:

– Когда я увидела кукол реборн, сразу захотела их повторить. Изготовила одну, вторую… И решила попробовать их продать. Первую разместила на «Авито», поскольку когда работ еще мало, не хочется заходить на большие маркетплейсы: это может быть не очень понятно для покупателей. Пришлось сделать еще несколько кукол, чтобы составить небольшую продуктовую линейку. Она и была опубликована на сайте «Ярмарка Мастеров» – про него я подумала сразу, потому что там этих кукол впервые и увидела. Это действительно огромная торговая площадка для ремесленников. Кстати, там обитают не только художники и их прямые потребители: у меня уже дважды заказывали кукол для съемок сериалов, и киностудии ищут реквизит именно на «Ярмарке Мастеров».

Помощь сверху

Ольга Ермаченко отмечает, что сейчас есть достаточно обширный круг вещей, которые способны помочь начинающим предпринимателям удержаться на плаву и развить свой бизнес.

1. Государственные программы поддержки

Правительство и раньше старалось поддерживать малый и средний бизнес. А весной прошлого года появилось много новых направлений. Например, сервис «Производственная кооперация и сбыт». Его цель – помощь в продаже продукции и поиске новых поставщиков. На «Витрине закупок малого объема» малые производства могут найти закупочные заявки. С помощью программы льготного кредитования от «Корпорации МСП» можно получить заем на развитие бизнеса: до 500 млн рублей со ставкой 3% до 3 лет. Ольга говорит, что ее компании одобрили по этой программе кредит на 15 млн рублей для модернизации производства.

2. Деловые сообщества

Чем активнее руководитель участвует в деятельности деловых организаций, тем выше его шанс заработать известность в бизнес-кругах и привлечь новых клиентов. Обращать внимание стоит как на крупные федеральные проекты, так и на региональные собрания. Перспективные для развития бизнеса общественные организации:

• Деловые женщины России;

• Опора России;

• Деловая Россия.

Мероприятия центра «Мой бизнес», региональные торгово-промышленные палаты, круглые столы с администрацией – все это поможет найти новые каналы сбыта продукции. Ольга Ермаченко подчеркивает, что в ее случае именно нетворкинг приносит треть всей выручки бизнеса.

Важно не просто приходить на мероприятия, но и активно заявлять о себе. На каждом таком мероприятии задавать вопросы, озвучивать название своего бизнеса и рассказывать о том, чем вы занимаетесь.

3. Центры поддержки экспорта

Если возникают трудности с участием в международных мероприятиях, то можно обратиться за помощью в центры поддержки экспорта (например, в РЭЦ – Российский экспортный центр). Там помогут бесплатно организовать участие в выставках или даже оплатят регистрационный взнос. Еще экспортные центры оказывают услуги по страховой и кредитно-гарантийной поддержке, содействуют поиску покупателей и партнеров на внешних рынках, а также получению необходимых сертификатов и лицензий. Так, Волгоградскому заводу декора «Сад радости» экспортный центр помог заключить контракты на поставку инновационного уличного декора в ОАЭ и Оман.

Юлия Кривова, предприниматель, художник, автор проекта «Куклы реборн Юлии Кривовой»:

– Да, государство меня действительно сильно поддержало: одобренный соцконтракт позволил закупить материалы, заготовки и оборудование. Кстати, сейчас занимаюсь еще одним направлением – шарнирными куклами, и такое «расширение» стало возможно, в частности, благодаря содействию властей. Теперь заказов стало больше, работы – тоже, особенно перед праздниками. Но останавливаться я не планирую.

– Секрет успеха настолько же прост, насколько и сложен, – улыбается Ольга Ермаченко. – Главное – не опускать руки. Я часто вспоминаю притчу, когда владелец прииска копал-копал землю в поисках золота, но так ничего и не добыл. Разочаровался и продал прииск. Новый же собственник с энтузиазмом принялся за работу и, углубившись буквально на пару метров, вышел на золотую жилу. Так вот, человеку, решившему посвятить себя бизнесу, главное никогда не падать духом и не останавливаться, «не докопав до сокровищ».
И, конечно же, будет лукавством не сказать о роли эффективной команды. Да, запустить дело можно и самому. Но чтобы выйти на новые уровни и иметь успех, важно собрать правильный коллектив – единомышленников и профессионалов, людей, которые, как и вы, верят в общее дело. Вместе вы не боитесь ставить цели, а затем берете и делаете, несмотря ни на что!
Начать свое дело может каждый – шансы на успех есть у всех. А за яркой идеей и востребованным продуктом порой не нужно ходить далеко! Ведь может оказаться так, что именно ваше любимое хобби и является началом большого и прибыльного бизнеса.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: