Земля не терпит суеты
Фото предоставлено СПК им. Крупской
Сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК) им. Крупской – пожалуй, самое титулованное аграрное предприятие Ульяновской области, отмеченное в 1967 году высшей тогда государственной наградой – орденом Ленина.
Не сдает хозяйство своих позиций и в рыночные времена. На протяжении всех этих лет (с 1992 года) его возглавляет Анатолий Иванович Голубков – почетный гражданин Ульяновской области, в 1999-2003 гг. депутат Государственной думы РФ. Одна из последних его наград – полученный в 2013 году диплом «Руководитель года России». Как сказано – «за эффективное и профессиональное управление передовым пред- приятием России»… Лучшего собеседника для подведения сельскохозяйственных итогов года нам было не найти.
– Анатолий Иванович, в нынешнем году в Ульяновской области собран рекордный с начала века урожай зерновых – 1,3 млн тонн. А каковы результаты вашего СПК?
– Для нас год также оказался удачным. Порадовала пшеница: отдельные поля дали по 50 ц с гектара. Всего же мы намолотили 52 тыс. тонн зерновых. Но для нас это далеко не рекорд. Ровно 30 лет назад, в 1986 году, совхоз им. Крупской засыпал в закрома Родины, как тогда говорили, 72 тыс. тонн хлеба. Да и для области нынешние 1,3 млн тонн не высшее достижение. В 80-е и начале 90-х годов ульяновцы, бывало, выращивали 2,5 и более миллионов тонн хлеба. То есть нынешний показатель это всего лишь 45-50% от наших возможностей. Это обидно, очень хотелось бы двинуться дальше.
– Что этому мешает?
– Причин много. Одна из основных – недофинансированность сельского хозяйства. И в первую очередь нужно стимулировать техническую модернизацию – замену устаревшей техники современной. Дело в том, что людей на селе – как бы мы тому не противились – с каждым годом становится меньше. А восполнить нехватку рабочих рук способна только высокопроизводительная техника. Она же в наибольшей степени привлекательна для молодежи. Но сегодня такой техники на селе крайне мало. Иным тракторам-комбайнам по 20 лет, а есть и тридцатилетние «старички». На них в состоянии работать только профессионалы – механизаторы старой закалки. Такую технику нужно срочно менять. Разговоров на эту тему ведется много, в том числе на федеральном уровне, но эффективных решений до сих пор нет. Ни льгот, ни компенсаций. Вот и покупаем технику за полную цену, что большинству других сельхозпроизводителей не по карману.
СПК им. Крупской – это 800 работающих и 30700 га земельных угодий
– В чем причина низкой покупательной способности аграрной отрасли?
– Прежде всего это результат отсутствия стабильности в ценовой политике на рынке сельхозпродукции. За примером далеко ходить не надо. В прошлом году пшеница стоила 11,5 и даже 12 рублей за килограмм. В этом году, стоило протрубить о зерновом рекорде, цена тотчас упала на четыре рубля. Вот и получается: нет хлеба – есть цена, есть хлеб – нет цены. Такая ценовая вакханалия не позволяет руководителям хозяйств видеть перспективу и эффективно развивать производство.
На мой взгляд, лучшее решение этой проблемы – практика зерновых интервенций, которую правительство России широко использовало в 2007 году. Тогда государство закупало зерно у крестьян по заранее объявленной цене. Какой должна быть эта цена? На наш крестьянский взгляд, если стоит зерно на мировом рынке 180-190 долларов за тонну, такую цену за него и дай.
– Поволжье – зона рискованного земледелия. Тем не менее в советские времена вы стабильно получали завидно высокие урожаи. За счет чего?
– Действительно, на протяжении почти 15 лет урожай 30-35 ц с гектара для нас был нормой. И этому есть простое объяснение: тогда мы вносили на каждый гектар четыре центнера минеральных удобрений, под озимые даже больше, регулярно подкармливали посевы. В результате получали и натуру, и клейковину. А сегодня? Да, мы собрали 52 тыс. тонн, но из них только треть относится к третьему хлебопекарному классу, остальное – четвертый класс. Почему? Да потому что минеральные удобрения даже для нас сегодня слишком дороги, поэтому мы вносим всего по 50 кг на гектар, и в почве стало не хватать элементов питания для выращивания полноценного хлеба.
СПК им. Крупской – это крупнейший животноводческий комплекс региона, состоящий из 5000 голов КРС (1500 из них – дойное стадо) и 13000 голов свиней
– Выходит, с рыночными реформами в аграрной отрасли России что-то не так?
– Многое не так. Могу привести в качестве положительного примера опыт реформирования сельского хозяйства в Восточной Германии. С ним я детально ознакомился во время своей работы в Государственной думе. Так вот, в отличие от нас, они не швырнули свое село в пучину рыночной экономики, – и выплывай как знаешь. Нет, они постепенно и последовательно отрабатывали все вопросы реформирования и развития своего «социалистического наследства». И преуспели в этом. По многим показателям даже обошли своих коллег из Западной Германии, при этом ни один гектар земли у них не был выведен из оборота.
Этот опыт наш аграрный комитет Думы глубоко изучил, и на его основе был составлен проект российских реформ в сельском хозяйстве. Но из него к исполнению было взято максимум десятая доля. Остальное, как нам сказали, лишнее. Отсюда сегодняшние аграрные проблемы России – от истощения почв до неясности хозяйственных перспектив.
Вот, например, занимаемся мы сегодня капитальным ремонтом своего свинокомплекса, и скажу откровенно, до сих пор не знаю, окупятся ли затраты. Причина в тех же «прыгающих» ценах. В прошлом году мы продавали мясо по 110 рублей за килограмм, а в нынешнем закупочная цена вдруг опустилась до 70 рублей. О какой стратегии развития тут можно говорить?!
– Тем не менее вы крепко стоите на ногах…
– Иного СПК им. Крупской себе позволить не может. Владеем землей-кормилицей – значит должны использовать ее эффективно и кормить страну в полной мере. А наша «мера» это – минимум! – производство 50 тыс. тонн хлеба, 8-10 тыс. тонн молока и 2000 тонн мяса ежегодно. Тогда и совесть наша будет чиста, и хозяйство будет процветать. Того же желаю всем моим землякам. Пусть никто из них не отчаивается. Трудности в России всегда были, есть и будут. Важно их не страшиться, не ныть, не стонать, а твердо идти вперед, преодолевая все препятствия. Мы сами так поступаем и всем того же советуем.
Материалы по теме: