€ 105,71
$ 100,00
¥ 13,80
Система требует пересмотра, или Кому и зачем нужно проектное управление
Фото: pixabay.com
ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
Идея проектного управления в его современном виде принадлежит американцам: в 50-х годах XX века в США разработали методики структуризации работ и сетевого планирования. По определению американского национального стандарта ANSI, управление проектами – деятельность, в ходе которой определяются и достигаются четкие цели проекта при балансировании между объемом работ, ресурсами, временем, качеством и рисками.
О проектном управлении задумываются, когда возникает кризис идей, не достигаются цели, нарушаются сроки и бюджеты проектов, неэффективно используются ресурсы, плохо мотивированы кадры или не стабильно социально-политическое окружение.
Ключевой фактор успеха проектного управления – наличие конкретного, заранее определенного плана с учетом минимизации рисков, отклонений от плана и эффективного управления изменениями. При этом важны четкое лидерство, упрощенная система согласования, единые цели и приоритеты всех звеньев цепи и персональная ответственность каждого.
В бизнесе проектное управление применяется при разработке новой продукции и решении производственных задач – улучшении качества товаров и услуг, повышении эффективности организации труда, оптимизации финансовых потоков.
– Любая организация по мере развития нуждается в осуществлении изменений. Необходимо внедрять новое программное обеспечение, проводить реорганизацию, вводить новые продукты, изменять принципы работы, запускать новые процессы. Любые изменения эффективнее проводить, используя проектное управление. И чем масштабнее изменение, чем более эффективен именно проектный подход, – считает генеральный директор ООО «АКСИМА: Консультирование, Исследования, Тренинги» Елена Скриптунова.
Проектный метод практикуется во многих областях, в которых реализуются либо уникальные по своей сути задачи (кинематограф, IT-индустрия и т.д.), либо задачи, в силу объективных причин ограниченные во времени (например, жилищное строительство). Производственный сектор сфокусирован на процессе, и для него проект – это внедрение нового продукта.
– Бизнесы, имеющие четкий конечный результат, ориентированы только на проектные работы. Технология проектного управления может дать положительный результат в части организации самого процесса, оценки рисков и ограничений, управления человеческими ресурсами в любой области, если четко определены цели, – рассказывает начальник Управления развития и управления активами ЗАО «БФА-Девелопмент» Мария Скобелева. – Для проекта важным аспектом является временность. Завершение наступает, когда достигнуты цели проекта, или признано, что цели проекта не будут или не могут быть достигнуты, или исчезла необходимость в проекте. Но большинство проектов предпринимается для достижения устойчивого, длительного результата.
ГОССЕКТОР ГОНИТСЯ ЗА МОДОЙ?
Высокая степень разработанности и системный подход к управлению сложными, в том числе социальными проектами, привлекли внимание органов власти к проектному управлению.
– Проектное управление показало свою эффективность в реальном секторе, производстве и просто бизнесе, – говорит Александр Яковлев, член правления фонда экономического развития «Инвестиции и Регионы», директор департамента кластерного развития Центра кластерного развития Ульяновской области. – Федеральные и региональные органы власти сравнительно недавно подошли к использованию инструментов и методов проектного управления. Причины очевидны. Для управления страной недостаточно ручного управления (это может подойти либо на начальном этапе, либо в ситуациях «сбоя» системы) или управления по поручениям. Только в формате проекта возможно достичь комплексной цели, только в рамках проектной команды можно собрать мультиотраслевые компетенции. Иными словами, проектный подход позволяет решать межотраслевые разногласия, эффективно расходовать бюджет и в сроки решать поставленные задачи.
В России созданы органы управления проектной деятельностью – Совет при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, президиум Совета, Центр проектного менеджмента при РАНХиГС и департамент проектной деятельности правительства РФ. Последний является федеральным проектным офисом. Кроме того, работают ведомственные проектные офисы в федеральных органах исполнительной власти. Они и отвечают за реализацию основных направлений стратегического развития на уровне страны.
Например, проектный офис Минпромторга РФ в этом году формирует ведомственный портфель проектов. По словам первого замминистра Глеба Никитина, три первичных шага этой работы – определение направлений, утверждение критериев и формирование проектных предложений. Направлений получилось девять, а предложений – 22. Их планируется подготовить на основании проектного подхода (с учетом экспортного потенциала) к осенней корректировке бюджета.
Масштабный федеральный проект в сфере образования – модернизация всей системы высшей школы путем создания опорных вузов. Развитие опорного вуза Ульяновской области – УлГУ – будет строиться на основе проектного подхода. По задумке областных властей он должен стать образовательным центром региона и в будущем войти в топ-10 вузов страны
– Эффективная проектная работа позволит существенно повысить прозрачность внутриведомственных процедур, качество финансового обоснования предлагаемых инициатив, усилит мотивацию профильных департаментов Минпромторга и конкурентную составляющую в министерстве, – отметил Василий Осьмаков на первом заседании координационного органа проектной деятельности ведомства.
По мнению ряда независимых экспертов, проектное управление в государственных структурах – иногда просто тренд. Красивые слова.
– Декларация внедрения проектного управления в госсекторе так же, как модные нынче названия – «дорожные карты» и т.п., представляют собой не более чем внедрение в лексикон модных, широко употребляемых, но мало понятных слов. Применение проектного метода в области государственного управления сильно затруднено бюрократической системой, являющейся основой любой государственной системы, которой свойственно создавать процессы. Но нельзя однозначно говорить, что это плохо. Так как реализация любого проекта в публичной сфере – это всегда ощутимые изменения, к ним возможно довольно болезненное приспособление, – считает Мария Скобелева.
Как замечает эксперт, пример проекта в госсекторе – внедрение системы оказания государственных услуг чрез МФЦ или в электронном формате. Заключение и исполненные договора государственно-частного партнерства в любой ситуации также будут проектом. А текущая эксплуатация дорожного полотна – точно не проект, а типовая операция.
– Надо сказать, я вижу довольно много успешно реализованных проектов с участием государственных структур, что говорит о применимости проектного метода в этой сфере, – продолжает Мария Скобелева. – Главное, чтобы государство не пыталось превратить любой объективно типовой процесс в проект.
НОВАЯ ЛОГИКА АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
Принципы проектного управления в последнее время активно внедряются в Ульяновской области. По словам председателя облправительства Александра Смекалина, первые шаги в этом направлении региональная власть сделала около шести лет назад, сконцентрировав интеллектуальные и финансовые усилия на конкретном проекте – формировании благоприятного инвестиционного климата.
– Проектное управление сегодня – не какой-то новомодный эксперимент, не что-то новенькое, что хочется попробовать и посмотреть, как это работает, – заметил Александр Смекалин на Международной конференции «Стратегия 2030. Проектное управление – проблемы модернизации государственной службы». – Это уже, наверное, необходимость, которую все понимают, которую все осознают и в которую все готовы включаться.
С начала 2016 года в Ульяновской области один за другим стали появляться проектные офисы – по развитию кооперации и экспорту, по благоустройству культурно-исторической части Ленинского района Ульяновска, по экологии, по развитию агломераций, по работе с талантливой молодежью, по правоохранительной деятельности и т.д.
По опыту АСИ в Ульяновской области разработали четыре блока реформ, в рамках которых сконцентрировались все ресурсы.
Первый – региональная предпринимательская инициатива. Для работы по 12 целевым моделям, представленным на Госсовете в ноябре 2016 года, в Ульяновской области создали проектный офис. Задача, которую поставил перед ним губернатор Сергей Морозов, – чтобы к концу 2017 года регион по максимуму соответствовал лучшим практикам бизнес-климата.
Второй блок – социальная инициатива.
– К сожалению (я думаю, во многих регионах тоже есть такая проблема), социальный блок стал чем-то привычным. Мы понимаем, что должны его финансировать, и он стал традиционным и в какой-то мере закостенелым. Мы знаем, что должны быть сельские Дома культуры, сельские библиотеки, детские сады и школы. Поскольку они распределены между курирующими министерствами и ведомствами, они существуют в рамках своей парадигмы. Хотя сейчас требования к развитию человеческого капитала другие, в его основе должно быть гармоничное развитие личности. И все эти учреждения и направления должны пересекаться. Культура должна способствовать развитию образования, образование должно постоянно увлекать ребенка в спорт, практическую деятельность и так далее. И, возможно, настало время пересмотра системы социального развития и формирования единых социокультурных центров, объединенных не только юридически, но и идеологически, – говорит глава областного правительства.
Третий блок – технологическая инициатива. Эта реформа предполагает создание «экономики будущего», с новыми отраслями и рынками (например, альтернативной энергетикой). Перспективными проектами по этому направлению называют «Технокампус» и «Сантор».
– Чтобы все это реализовать, безусловно, мы не можем обойтись без новой системы управления на уровне региона. Именно поэтому родилась идея региональной управленческой инициативы, которая призвана внедрить проектный подход к формированию системы управления процессами развития региона, – подводит итог Александр Смекалин.
Через несколько лет проектный метод должен стать основным подходом к управлению и бюджетированию на местах, считают власти вышестоящих уровней. Центр управления реформами Ульяновской области подготовил для районов модельный акт и рекомендации. 12 муниципальных образований будут работать по проектам АСИ, в том числе – «Магазину верных решений»
Управленческая инициатива – и есть четвертый блок реформ.
В конце 2016 года зампред правительства Ульяновской области Олег Асмус заявил: в регионе выработана новая логика администрирования. Функцией регионального проектного офиса наделили Центр управления реформами, который к тому моменту сформировал реестр приоритетных проектов в количестве 44 штук. Почти половина из них (21) – региональные, 16 – федеральные, и семь – ведомственные.
Из федеральных проектов в повестке дня – комплексное развитие моногородов, реформа контрольно-надзорной деятельности, запуск перинатального центра. Из региональных – развитие инновационного кластера, поддержка местных инициатив, стимулирование конкуренции на рынках товаров и услуг, запуск детского технопарка «Кванториум». Из ведомственных – налоговая помощь и финансовая грамотность населения, открытие поликлиники на базе здания школы № 43 и др.
В начале 2017 года Ульяновская область подписала соглашение с РАНХиГС, по которому созданный на базе академии Центр проектного менеджмента будет помогать региону развивать этот метод. Речь идет о такой работе, как формирование комплекса образовательных программ, внедрение системы сертификации органов власти и госслужащих в области проектного управления, содействие в организации мониторинга проектов, обеспечение консультационной поддержки при разрешении сложных ситуаций в управлении проектами и пр.
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД
Проектное управление активно применяется в кластерной политике, в том числе в Ульяновской области.
– Нужно понимать, что сам по себе кластер – это сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, банков, учебных заведений и т.д.). То есть это поставщики продукции, комплектующих и специализированных услуг, инфраструктура, научно-исследовательские институты, вузы и другие организации, взаимодополняющие друг друга и усиливающие конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Поскольку кластер – сложная структура, части которой конкурируют между собой и при этом объединены уникальной компетенцией территории (региона), то именно проектное управление выступает наиболее приемлемой формой его управления, – рассказывает Эмилия Сибирева, директор по управлению инвестициями Ассоциации оздоровительного туризма.
Поддержка межотраслевых кластеров является одним из стержневых аспектов стратегии развития российской промышленности до 2035 года. По словам директора департамента по управлению проектами и работе с инвесторами АО «ОЭЗ» Игоря Марчева, кластерный подход должен стать новым стимулом локализации иностранных и российских компаний в регионах РФ. Он решает одну из основных проблем прихода иностранных компаний в регионы – проблему сбыта. Налаживание кооперационных связей в промышленных кластерах позволяет выстраивать долгосрочные отношения. В условиях экономической «турбулентности» это является плюсом и снижает риски компаний.
– Сегодня в регионе кластерный подход используется практически во всех сферах экономики, – рассказывает Александр Яковлев. – Сам по себе процесс создания кластера или его развитие уже является большим и непростым проектом. Кластерный подход включает в себя мероприятия по формированию благоприятных условий ведения бизнеса с крупными компаниями, создание сети коопераций, создание инновационной, промышленной и инжиниринговой инфраструктуры. Это системное взаимодействие всех предприятий, институтов развития и органов власти всех уровней. В этой системе задействованы и образовательные, и научно-исследовательские организации. Решение даже простого вопроса практически по любому направлению кластера требует взаимодействия более чем с десятью заинтересованными сторонами. Чтобы не превращать этот процесс в длительные согласования и хождения по замкнутому кругу, по типам и направлениям сформированы проектные команды. Правда, для нас проекты превратились уже в своего рода текучку, – процесс-то отработанный. Но все же это проекты, каждый из которых является частью одного большого проекта – кластерный подход.
Приоритетный проект в Ульяновской области сегодня – развитие инновационного кластера. Он создан на базе авиационного и ядерно-инновационного кластеров. Важной составляющей этого проекта называют новые высокотехнологичные компании, привлеченные за последние пять лет в ОЭЗ «Ульяновск» и индустриальный парк «Заволжье». Ядром инновационного кластера, по задумке, станет проект Технологической долины. Ее индустрия должна создать спрос на разработки и стартапы Технокампуса.
– По концепции инновационного кластера, промышленная зона «Заволжье» – место, где, с одной стороны, развиваются крупные инвестпроекты, а с другой стороны, эти крупные проекты выступают в роли заказчиков для малых инновационных компаний. Это площадка для масштабирования и роста этих стартапов. Проект Технологической долины, над которым мы сейчас работаем, – создание экосистемы технологического предпринимательства, которая позволит реализовать таланты жителям Ульяновской области и станет привлекательной гражданам из других регионов и стран, – подчеркивает Вадим Павлов, руководитель Агентства технологического развития Ульяновской области.
В состав проектного комитета комплекса «Технокампус 2.0» - «Технологическая долина» - город будущего «Сантор» вошли представители всех структур, которые будут стимулировать развитие инновационного кластера, – главы администраций Ульяновска, Димитровграда и Чердаклинского района, ректоры ульяновских вузов, региональные министры, руководители предприятий и институтов развития области. Возглавляет орган Сергей Морозов.
В региональном правительстве уверены: кластерный подход должен обеспечить эффективную реализацию всех проектов Агентства технологического развития и сохранит темпы социально-экономического роста Ульяновской области.
Материалы по теме: