Купцы Мелекесса. Усадьба Борнгребера
Это бывшая городская купеческая усадьба Франца Карловича Борнгребера. Хлебная площадь, на которой стоит данная усадьба, сформировалась как административный и торговый центр посада в начале 19 века. В фондах Димитровградского краеведческого музея хранится план города середины 19 века. На нем видно, что посад разбит широкими и прямыми улицами на правильные прямоугольники. Местами на перекрестках улицы сливаются в широкие площади, какими были Хлебная и Базарная площади. К началу 19 века село Мелекесский завод постепенно превращается в центр торговли хлебом и ремесленными товарами в Симбирском Заволжье. В 1877 году Указом Императора Александра II от 2 июля село Мелекесский завод получило статус городского поселения – посада с введением в нем городского самоуправления. Получение городского статуса послужило стимулом к дальнейшему быстрому экономическому росту посада Мелекесс, в основном за счет роста торговли.
Торговля зерном и мукой, ремесленными товарами производилась в основном на Хлебной и Базарной площадях, которые находились рядом друг с другом в центре посада. Иметь дом на торговой площади, на бойком месте, где всегда много покупателей, гостей, просто гуляющей публики, было выгодно и удобно.
Хлебную площадь выбрал купец Франц Борнгребер для своей городской усадьбы. Его дом был не просто городской усадьбой, предназначенной для проживания его семьи. На территории усадьбы находились колбасное производство, хлебопекарня и магазин для реализации продукции собственного производства. Дом имел Г-образную форму.
Дом имеет 2,5 этажа, а также балкон на втором этаже и два входа со стороны площади. Один из входов, находящийся под балконом, являлся в прошлом парадным входом в жилой дом, и находится он в левом крыле особняка. От парадного входа со стороны городской площади на второй этаж в жилые апартаменты купца вела достаточно широкая крутая лестница с перилами с двух сторон, сохранившаяся и сегодня. При входе в дом с парадного крыльца, перед лестницей на второй этаж, справа был вход в магазин. Таким образом, из своих жилых апартаментов Ф.К. Борнгребер и члены его семьи могли пройти в магазин, не выходя на улицу. Сегодня эта дверь сохранилась, но ею не пользуются, и она постоянно закрыта, так как она разделяет аптеку, находящуюся на первом этаже бывшего купеческого особняка и Детскую школу искусств №1, занимающую второй этаж. Парадная лестница заканчивается небольшой площадкой. С одной стороны площадка соединена с лестницей черного входа. С другой стороны с площадки второго этажа начинается коридор, ведущий в жилые помещения. С площадки второго этажа через дверь, находящуюся слева от коридора, по очень узкой лестнице можно подняться на чердак дома.
Второй этаж имеет семь больших окон и дверь – выход на балкон второго этажа. Дверь балкона имеет форму дугообразной арки сверху. Сегодня все семь окон находятся в большом зале со сценой. Зал, скорее всего, является результатом перепланировки в годы советской власти, когда здание перешло в государственную собственность и было передано городским организациям. Второй вход – в кондитерский и колбасный магазин, который в свое время находился на первом этаже особняка. Этот вход был предназначен для покупателей колбасного и кондитерского заведения Ф.К. Борнгребера. Со стороны двора здание имело черный вход с более узкой, но более пологой лестницей без перил, ведущей на второй этаж жилого помещения. Существует этот вход и сейчас. Дом привлекателен своим центральным расположением на площади, нарядной архитектурной отделкой фасада и отгороженным внутренним двором со стороны улицы Гагарина, бывшей главной торговой улицы посада – Конной. Рядом находились купеческие особняки, принадлежавшие до 1917 года самой богатой купеческой семье в посаде – семье Григория Марковича Маркова и его сыновьям, Федору Григорьевичу и Константину Григорьевичу Марковым.
Немец по происхождению, Борнгребер жил в России, как и многие другие немцы Поволжья. Его далеких предков пригласили жить в Россию русские императоры. Подробности жизни самого Борнгребера, его семьи, время переез-да его предков в Россию выяснить не удалось. В начале 20 века, в 1915 году, число жителей в посаде Мелекесс Самарской губернии составляло 15 252, из них 1% жителей посада Мелекесс составляли немцы.
В результате поисковой исследовательской работы удалось найти интересные документы: «Памятная книжка Самарской губернии на 1912 г.», «Памятная книжка Самарской губернии на 1913 г.», «Памятная книжка Самарской губернии на 1914 г.». Все сборники напечатаны в Губернской типографии города Самары, соответственно, в 1903, 1912, 1913 и 1914 годах, издатель – «Издание Самарского губернского статистического комитета». Сборники содержат информацию о купцах и промышленниках Самарской губернии на год выпуска сборника. В приложении помещена реклама торговых домов и отдельных предпринимателей Самарской губернии с характеристикой их продукции.
Сборник за 1912 год содержит рекламу «Булочной, колбасной и кондитерской Ф. К. Борнгребера (бывший Мюллер)». Возможно, Мюллер был родственником Борнгреберу и передал ему свое дело в 1912 году по наследству. Возможно, Борнгребер купил у Мюллера его «дело» или получил в приданое за жену, дочь Мюллера. В приложениях за 1913 и 1914 годы реклама Ф. К. Боргнребера есть, но приписка «бывший Мюллер» отсутствует.
Франц Борнгребер благодаря выгодному расположению городской усадьбы всегда вывозил свой товар на мелекесскую зимнюю Никольскую ярмарку и на базары по средам и субботам в Мелекессе, которые проходили здесь же, на Хлебной и Базарной площадях, рядом с домом. Гастрономическое буйство ярмарок в Ставропольском уезде Самарской губернии поражало современников многообразием, огромным выбором и качеством товаров. Франц Борнгребер продавал куличи, торты, шоколадные яйца, рябиновую пастилу.
Материал подготовлен при поддержке Димитровградского краеведческого музея.
Мария Калинина
По теме: