- Одно из основных мероприятий Корпорации МСП, реализуемое совместно с крупнейшими заказчиками, - это продвижение номенклатуры закупаемых товаров, работ и услуг в сторону производственных и высокотехнологичных позиций. Мы все чаще встречаем в перечне товаров, работ и услуг, закупаемых крупнейшими заказчиками у субъектов МСП, не просто воду, ручки, трикотажные изделия, но также и различного рода оборудование, станки, горюче-смазочные материалы и так далее.
€ 105,71
$ 100,00
¥ 13,80
Малый бизнес в крупных закупках
Фото: Эльмира Кобина
Счет на триллионы
25 мая в областном бизнес-инкубаторе прошел семинар «Участие субъектов МСП в закупках отдельных видов юридических лиц по федеральному закону №223-ФЗ». Мероприятие организовали Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области и региональная Корпорации развития предпринимательства. Семинар посетили более 70 представителей ульяновских компаний.
Как рассказала представитель федеральной Корпорации МСП, руководитель дирекции информационного и методического содействия организации закупок у субъектов МСП Наталья Власова, в 2016 году объем закупок 225 крупнейших заказчиков как регионального, так и федерального уровня в России составил 1,511 трлн рублей. В 2017-м эта цифра уже достигла 516,8 млрд рублей. Регионы-лидеры – Москва (673,6 млрд рублей), Санкт-Петербург (105,4 млрд рублей), Московская область (96,4 млрд рублей), Башкортостан (80,6 млрд рублей) и Свердловская область (53,4 млрд рублей).
Лидеры из числа федеральных заказчиков – ОАО «РЖД» (147,9 млрд рублей), ПАО «НК «Роснефть» (147,8 млрд рублей), Группа компаний ПАО «Россети» (120,8 млрд рублей), ПАО «Газпром» (88,7 млрд рублей) и ПАО «Ростелеком» (83,9 млрд рублей).
Протекция малого бизнеса
По словам г-жи Власовой, сейчас деятельность Корпорации МСП сфокусирована на трех основных направлениях – закупки, финансовая поддержка и геомаркетинговая поддержка, или Бизнес-навигатор.
Так, корпорация контролирует соблюдение крупными заказчиками федерального уровня предельных квот на закупки у субъектов малого и среднего бизнеса. В отношении заказчиков регионального масштаба этой работой занимаются уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ.
Напомним, по действующим правилам, заказчики должны отдавать 10% заказов малому и среднему бизнесу на спецторгах (закупки до 200 млн рублей, то есть прямые закупки у МСП) и 18% - от общего объема заказов. За несоблюдение квот предусмотрены санкции, крайне нежелательные для заказчиков, поэтому зачастую они превышают квоты в несколько раз.
С 1 января 2018 года минимально допустимая доля прямых закупок, осуществляемых госкомпаниями у субъектов малого и среднего предпринимательства, вырастет с 10% до 15%.
В России установлен 30-дневный предельный срок оплаты по исполненным договорам с компаниями МСП. Как отметила Наталья Власова, это изменение внесено по инициативе корпорации. Ее опыт общения с регионами показал, что это одна из основных проблем, которая существует у компаний малого и среднего предпринимательства при взаимодействии с заказчиками.
Сейчас Корпорация МСП занимается внедрением Бизнес-навигатора. Это бесплатный онлайн-ресурс для тех, кто хочет открыть или расширить свой бизнес. Сервис располагает данными по 169 крупнейшим городам и 90 видам бизнеса в сфере городского сервиса, предлагает более 300 примерных бизнес-планов
Крупных заказчиков станет больше
- К сожалению, на сегодняшний день по стечению обстоятельств (в том числе с учетом законодательства) на территории Ульяновской области реализует деятельность только один заказчик регионального значения – «УльяновскФармация». Объем закупок, планируемых на 2017 год этой компанией, - 494 млн рублей.
20 мая 2017 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, расширяющий перечень заказчиков регионального уровня, в отношении которых уполномоченные органы исполнительной власти субъекта РФ проводят контроль соблюдения квот. Эта мера позволит расширить число таких заказчиков в Ульяновской области до пяти компаний, сообщила Наталья Власова.
- Мы у себя в регионе достаточно давно и серьезно занимаемся встраиванием в производственные цепочки не только государственных компаний, но и больших инвестиционных проектов. Перед нами стоит задача: первый, кто должен осуществлять поставки на государственные большие предприятия, – это малый и средний бизнес.
Крупнейшие заказчики говорят о том, что субъекты МСП не приходят на закупки – может быть, боятся, может быть, недоинформированы или не уверены, рассказывает Наталья Власова. Корпорация МСП пытается устранить как минимум один из этих барьеров – недостаточную информированность. По инициативе института развития предпринимательства на сайте корпорации размещаются планы закупок крупнейших заказчиков в удобном для использования формате.
Кстати
Усилить прозрачность системы призван новый проект ОНФ по созданию искусственного интеллекта, выявляющего сомнительные закупки. Эта система была презентована в апреле 2017 года на XIII Всероссийском форуме-выставке «Госзаказ – За честные закупки». По словам руководителя проекта Народного фронта «ЗА честные закупки» Анастасии Муталенко, искусственный интеллект будет работать на сайте zakupki.gov.ru. При обнаружении сомнительных сделок в дело будут вступать активисты ОНФ.
Материалы по теме: