Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Работодатель и соискатель.
Кто кого выбирает?

Как устроиться на престижную должность в компанию мечты? В наше время этот вопрос интересует и выпускников вузов, только начинающих карьеру, и маститых специалистов с уже большим опытом работы. Кто же кого выбирает – работодатель будущего сотрудника или соискатель будущую работу?

Фото: pixabay.com

Владимир Якуба


хедхантер, автор книг о лидерстве, продажах и подборе персонала

Должность мечты: выбери меня!

– На вопрос, кто же действительно делает выбор – работодатель или соискатель, только один верный ответ: выбирает каждый. С работодателем и так понятно. Его задача – обеспечить поток соискателей на должность, чтобы выбрать лучшего из них. А что выбирает соискатель? Он старается получить наиболее выгодную должность и определяется с компанией. И есть действительно работающие способы получить желаемое место с вероятностью в три раза выше. При условии профессиональной пригодности, конечно.

Данные рекомендации полезны и кандидатам на должность в качестве шаблона для действий, и HR-специалистам для углубленного понимания некоторых механизмов и лучшего контроля ситуации.

Чтобы получить должность мечты, человеку нужно следовать нехитрому алгоритму действий, который описан ниже. Обратите внимание на два принципа его работы. Во-первых, подавляющее большинство соискателей в процессе трудоустройства допускают недочеты, избежав которые, можно выделиться из общей массы. А во-вторых, дело в упаковке. Ведь по сути нужно продать себя будущему работодателю в качестве специалиста на определенную вакансию.

Теперь выделим основные этапы, их всего четыре:

  • составление резюме
  • подготовка или сбор информации о компании
  • собеседование
  • дальнейшие действия

«Главный документ»

– От резюме зависит многое. Оно должно представлять человека как компетентного специалиста и при этом привлекать внимание. Резюме подобно журналу: если оно скучное, его быстро пролистают и отложат в сторону. Когда оно яркое и короткое, то в силах притянуть внимание специалиста отдела кадров к персоне кандидата.

Как считаете, сколько времени в среднем читают одно резюме? Я отвечу, что если должность конкурентная и поток соискателей на нее достаточно сформирован, то подавляющее количество резюме не читают вовсе. Всего 7-10 секунд на просмотр. И только если что-то цепляет, на нем останавливаются более подробно.

Одно резюме в среднем читают всего 7-10 секунд. И только если что-то цепляет, на нем останавливаются более подробно

Резюме будет работать эффективней, если немного изменить его структуру. Многие соискатели начинают документ со своего образования. Это неправильно. Я предлагаю начать его с ключевых компетенций, тех навыков, которые станут полезными для компании, взявшей вас на должность. Дальше нужно подробно описать опыт работы и развитие карьеры, указав свои достижения, желательно в цифрах. А уже в конце стоит упомянуть образование.

Смысл этой перестройки в том, чтобы перенести наиболее значимую информацию в начало. Это добавляет шансы на то, что именно это резюме привлечет внимание. Если сделать иначе, HR может просто не дочитать его до конца.

Небольшая хитрость: если резюме выложено в интернете и вопрос выбора компании еще актуален, нужно отзываться на широкий круг вакансий. Даже на те, которые подходят вам меньше других. Это делается потому, что часто работодатель не заявляет об остальных открытых должностях. Если вы не откликнитесь, то точно не будете работать в этой компании. А ведь есть большая статистическая вероятность того, что компания нуждается в ваших профессиональных навыках.

Важная встреча. Как подготовиться?

Собеседование – это следующий этап, на котором многие «зарезаются». Почему? Потому что здесь работодатель отбирает лучших из тех, чье резюме его заинтересовало. Чтобы пройти собеседование и помочь HR-специалисту выбрать именно себя, кандидат должен приложить некоторые усилия.

Подготовка к собеседованию заключается в сборе информации о компании. Первое, что нужно узнать – это имя и должность того человека, с которым предстоит общаться. Помните, что, обращаясь к человеку по имени, вы располагаете его к себе, а это может стать ключевым фактором в момент рассмотрения вашей кандидатуры.

Не лишним будет узнать имя руководителя компании. Упомянув его в разговоре, может сложиться впечатление личного знакомства, это тоже на руку кандидату.

И последнее, что необходимо узнать, – это информацию о деятельности компании. Например, сколько лет она находится на рынке, каких высот достигла, кто поставщики и ее главные конкуренты. Упомянув эту информацию на собеседовании, кандидат показывает, что попал на него не случайно и уже осведомлен о некоторых профессиональных моментах. Этот прием прост и эффективен, так как производит очень хорошее впечатление на HR-специалиста, и шансы кандидата получить должность растут.

Секреты успешного собеседования

Собеседование может быть нескольких видов – очное, по телефону и по видеосвязи. Имейте в виду: если вы кандидат и проходите много подобных деловых встреч в различные компании, можете смело предлагать позвонившему вам HR провести собеседование удаленно. Скажем, по Skype. В данном случае вы как минимум обратите на себя внимание.

Давайте представим самую распространенную, очную форму собеседования.

На собеседовании важны три вещи:

  • внешний вид
  • походка и осанка
  • невербалика

Немецкая поговорка гласит: «Одежда делает человека». А вот ее русский вариант: «По одежке встречают…». Их смысл заключен в том, что внешний вид очень сильно формирует впечатление о человеке. В момент общения происходит концентрация на трех элементах, которым нужно уделить внимание:

  • лицо и прическа
  • открытые части рук
  • обувь

Ничего особенного, но в процессе общения люди всегда невольно замечают грязные ботинки или неопрятные руки собеседника, ну а на лицо просто смотрят в момент разговора.

Походка и осанка показывают, уверен человек в себе или нет, как и невербалика.

Маленький совет: помните, что простая улыбка – мощный инструмент, позволяющий расположить к себе собеседника.

Ответный маневр

Если собеседование прошло, а работодатель не перезванивает, не лишним будет позвонить ему спустя несколько дней, чтобы поинтересоваться, когда ожидать обратной связи и какой максимальный срок рассмотрения. Это возможность для кандидата еще раз напомнить о себе и намекнуть в разговоре, что он в процессе выбора. Если кандидат подойдет ответственно и использует все инструменты, описанные выше, то на фоне других соискателей его шансы запомниться специалисту по подбору персонала возрастут. Взрастут шансы и получить желаемую должность.

Однако важно помнить, что последнее слово остается за кадровым сотрудником.

Для HR-специалиста описанный выше алгоритм представляет не меньший интерес, чем для соискателя. Он помогает понять, кто из кандидатов больше других заинтересован в работе именно в этой компании, и выбрать более перспективного.

Помните, подбор персонала – это на 2/3 маркетинг, и отдавайте должное «упаковке товара». Неважно, идет ли речь о должности или специалисте, претендующем на нее.

Другие статьи эксперта:

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: