Феминистки? Нет, реалистки!
Фото: pixabay.com
СОБСТВЕННИК В ЮБКЕ
В нашей стране количество женщин превалирует над мужчинами, согласно официальным данным, дочерей Евы в России – 52%. И в России, по сравнению с Западом, куда больше женщин, занимающих руководящие посты – финансовые, коммерческие директора, главбухи. А вот по количеству предпринимательниц мы отстаем. По данным аналитиков Mastercard, лишь 32,6 % владельцев бизнеса в нашей стране носят юбку.
В зависимости от региона статистика разнится, но не значительно. Понятно, что есть большие города с более высоким уровнем жизни. А еще многое зависит от того, есть ли в городе крупное предприятие, на котором могут трудиться женщины. И если для них работы в найме меньше, они рано или поздно будут задумываться о собственном бизнесе, в том числе не замыкаясь рамками своего региона.
Наш регион в плане женского предпринимательства выглядит весьма достойно: почти половина ИП – женщины, это серьезный показатель, но нам есть куда расти.
ЧТО МЕШАЕТ БИЗНЕС-АМАЗОНКЕ?
По инициативе Комитета по развитию женского предпринимательства «ОПОРЫ России» при поддержке АСИ в нашей стране регулярно проводится исследование уровня благоприятствования деловой и социальной среды для развития
женского предпринимательства. Недавно были обнародованы свежие результаты. Так вот Индекс женской предпринимательской активности WBI (Women Business Index) в III квартале 2017 года составил 69,1 п.п. С момента старта исследования в 2015 году Индекс вырос на 13 п.п.
Исследование показало: за последнее время россияне стали лучше относиться к женскому предпринимательству. Так, женщины, не имеющие бизнеса, теперь реже опасаются негативной реакции близких на решение его начать.
– Вижу, как изменилось отношение к женщинам-предпринимательницам. Да, мужчины порой все еще подшучивают над нами, но уже начинают воспринимать нас более серьезно, – комментирует председатель комитета по развитию женского предпринимательства УРО «ОПОРА РОССИИ» Елена Гусева. – Хотя по-прежнему нас иногда спрашивают: «А вы феминистки?» Да не феминистки мы, а реалистки!
Может быть, этот реалистичный взгляд на мир и объясняет то, что основные стимулы к началу предпринимательской деятельности у россиянок не меняются – стремление к материальному благополучию, желание повысить социальный статус, а также реализовать свою идею и приносить пользу.
Деловые дамы отмечают рост доступности финансирования бизнеса, позитивные изменения качества образовательных программ. А вот основным барьером к началу собственного дела по-прежнему является отсутствие финансовых возможностей для старта.
Про детей в исследовании ничего не сказано, но в этом плане характерен опыт нашего региона. В Ульяновске в прошлом году в третий раз прошел проект «Мама-предприниматель», в котором приняли участие 35 женщин, так вот семь из них – многодетные матери. И, как сказала победительница проекта Ольга Калинина, «дети подстегивают, а не являются обузой». У самой Ольги – четверо детей в возрасте от года до 12 лет, и каждый раз находясь в декретном отпуске, она осваивала новый вид рукоделия. Сейчас Ольга для себя решила, что ей интересно заниматься изготовлением кукол, созданием мастерской, объединением таких же, как она, рукодельниц, проведением мастер-классов. Все это дает внутреннюю свободу, удовлетворение и позволяет уделять время семье.
ДОМА – СПОКОЙНЕЕ?
Недавно в Москве в Совете Федерации состоялась встреча Валентины Матвиенко с женщинами-предпринимателями. На мероприятии, посвященном экспортно-ориентированному потенциалу предпринимательства в России, были представлены лучшие практики, интереснейшие женские предпринимательские проекты со всей страны – от Калининграда до Сибири.
Ульяновск представляла создательница шоколадной фабрики Милана Привалова, активно развивающая ВЭД.
Однако Индекс женской предпринимательской активности наглядно показывает – российские бизнес-леди слабо реализуют экспортный потенциал своих компаний. Всего 2% опрошенных указали, что поставляют продукты и услуги в другие страны, тогда как отметили свое желание их экспортировать не менее 21%. И вообще, сегодня женское предпринимательство в нашей стране выключено из глобальных процессов. Так, не более 6% собственниц бизнеса участвует в международных выставках, в тендерах, заказчиком которых выступают иностранные компании.
Эксперты утверждают, что причина излишней локализованности женского бизнеса кроется в особенностях гендерной психологии: женщины в отличие от мужчин не столь амбициозны и в большинстве своем готовы довольствоваться немногим.
– Да, мы платим те же налоги, и условия работы у нас ничуть не легче, но все-таки мы отличаемся от мужчин, которые более глобально мыслят, соответственно, им нужны масштабные бизнесы, – рассказывает Елена Гусева. – Женщина – более эмоциональна, порой куда ответственнее в плане бухучета и налогов, но нам труднее стартовать, рисковать, принимать решения о расширении бизнеса, брать большие кредиты, особенно когда за нами дети.
ВАШЕ СЛОВО, ТОВАРИЩ ЖЕНЩИНА
Мы живем в мире, которым тысячелетиями управляли мужчины.
Возможно, что это прозвучит несколько не политкорректно, но когда кто-то слишком долго управляет, то теряется критичность восприятия, и собственная правота и величие возводятся в абсолют, который охраняется огромным количеством психологических защит, – объясняет ульяновский психолог Инна Семикашева. – А проблемы продолжают накапливаться и не получают решения. Так и с нашим миром. То, что построили нам мужчины – конечно, здорово – у нас есть интернет и айфоны, и посудомоечные машины, и мы можем полететь в космос. Но если заглянуть чуть глубже, то мы все понимаем, что происходит не совсем то, чего мы ожидали от всего этого научно-технического прогресса. То есть с прогрессом все в порядке, а вот с внутренним миром человека,его духовностью и прочими вещами, которые определяют человека – не очень. И приходится признать, что сделав акцент на прогрессе, увлеченно изучая космос и играя в «войнушку», наши мужчины немного увлеклись этой технической стороной дела... И тогда – перефразируя Маяковского – «Ваше слово, товарищ женщина!».
– Женщины как раз не очень интересуются техникой, но они много знают о том, как устроен внутренний мир других людей, как сделать так, чтобы человеку жилось спокойнее и теплее в этом мире, – продолжает г-жа Семикашева. – А разве не в этом мы как раз и нуждаемся сейчас? И то, что раньше женщины делали в семье – успокаивали, утешали, заботились, поддерживали и излечивали, им стоит сейчас сделать в мире. Потому что наше общество без этого не выживет. Человеческий организм – потрясающая самовосстанавливающаяся система – в нужный момент лейкоциты появляются и все исправляют. И в каком-то смысле и наше общество – такая же система, когда становится очень трудно, на помощь приходят скрытые силы. И простите мне эту медицинскую метафору, но, может быть, именно поэтому так много женщин появляется на руководящих постах, а теперь еще и в бизнесе?
По теме: