Весомые 2%
Фото: pixabay.com
Ценообразующий налог
НДС – главный источник формирования бюджета. Этот налог платит каждое юридическое лицо с продажи товаров, когда их стоимость при реализации превышает себестоимость. Сегодня НДС равен 18%. И каждая передача товара из одних рук в другие прибавляет к его стоимости 18%. Конечный покупатель товара платит минимум трехкратный размер НДС, вшитый в стоимость продукта или услуги.
Правительство планирует оставить льготную ставку в 10% на продукты питания (кроме деликатесов), лекарства, товары для детей, книги и учебники. Так как НДС – ценообразующий налог, то увеличение ставки с 18% до 20% повлечет за собой рост цен и тарифов.
По расчетам большинства ведущих отечественных экспертов, в случае повышения НДС инфляция к концу 2018 года вырастет с нынешних 2,5% до 4-5% в годовом выражении. Если будет сокращен еще и перечень товаров и услуг, освобожденных от уплаты НДС или на которые сейчас распространяется льготная ставка, то можно ожидать более высокого роста цен. Например, цены на лекарства вырастут на 10-12%, посчитали в Центре стратегических исследований Ульяновской области.
Кому больнее
Основной удар придется по наиболее высокотехнологичным отраслям экономики или по тем, которые сильнее пострадали в кризис 2012-2014 годов. Эксперты Центра стратегических исследований Ульяновской области считают, что повышение ставки НДС затронет прежде всего несырьевой сектор экономики: машиностроение, строительство, электроэнергетику. Первыми подорожают квартиры, машины и оборудование, транспортные средства, продукция текстильного производства.
Увеличение ставки НДС отразится и на цене товаров льготной категории, ставка НДС по которым составляет 10%, так как при их производстве используются товары, работы и услуги, облагаемые по стандартной ставке (ГСМ, машины, оборудование).
Руководитель Центра стратегических исследований Олег Асмус считает, что повышение НДС повлечет за собой снижение потребления и падение спроса.
– В ожидании повышения НДС компании заранее начинают поднимать цены. Сегодня потребление – чуть ли не единственный драйвер роста, и повышение налоговой нагрузки на потребление неминуемо скажется на темпах экономического роста, который и так снижается. По мнению большинства экспертов, в целом увеличение НДС прибавит к уровню годовой инфляции еще 2,5-4,5%, а продукты питания могут подорожать и сильнее. Развиваются инфляционные ожидания, а это, в свою очередь, еще больше толкает цены вверх. Рост инфляции неизбежно скажется на показателях уровня бедности населения Ульяновской области. Компенсировать негативные последствия возможно за счет увеличения темпа роста заработной платы. По последним данным, он составляет в Ульяновской области 108,5%, но с учетом вышеобозначенных факторов он должен быть не ниже 111-112%, – комментирует Олег Асмус.
Поделился мнением и председатель Ульяновского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Николай Солодовников:
Уровень НДС в мировой практике:
- Венгрия – 27%
- Дания, Швеция, Норвегия – 25%
- Финляндия – 24%
- Греция – 24%
- Италия – 22%
- Бельгия, Нидерланды – 21%
- Великобритания – 20%
- Германия – 19%
– Если бизнес будет реагировать адекватно на повышение НДС, то стоимость продукции для конечного потребителя должна минимум на 15-20% возрасти. Любой бизнесмен и предприниматель будет оптимизировать затраты. И это выльется либо в ухудшение качества, либо удорожание товара.
Сфера услуг пострадает очень сильно. Производитель, как правило, имеет возможность НДС возместить у государства. А вот сфера услуг и сейчас сильно подвержена рискам в плане начисления и возмещения НДС. И все ее затраты увеличатся минимум на 2%.
Если мы делаем большие ставки на микро- и малый бизнес, говорим о том, что его надо поддерживать, мы должны понимать, что урон будет большой, а срок реабилитации бизнеса – достаточно долгий.
Второе дыхание в тени
Эксперты от экономики считают, что повышение ставки НДС на два процентных пункта может оказаться критичным для ряда предприятий малого и среднего бизнеса.
– Им придется повысить цены на свою продукцию, – считает Олег Асмус. – Однако нельзя быть уверенными и в том, что спрос на их продукцию в результате сохранится на прежнем уровне. Это будет подталкивать предпринимателей к уходу в теневой сектор экономики.
– Не думаю, что будет повальный уход бизнеса в тень. Но нам необходимо в принципе заняться системой гармонизации налоговых режимов. А в случае повышения НДС мы даем дополнительную возможность для так называемых нулевых контор, которые на сегодня потеряли актуальность, – комментирует Николай Солодовников.
Поделился своим прогнозом и руководитель Ульяновского отделения общественного объединения предпринимателей «Деловая Россия» Руслан Ильясов:
– Относительно возможного ухода бизнеса в тень после повышения НДС у меня большие сомнения. Скорее, повышенные затраты будут просто переложены на потребителей. А например, компании сферы услуг распределятся в виде цепочки предприятий, которые не платят НДС, например, работая по УСН. То есть риски здесь основные не для бизнеса, а для потребителей и населения. Повышение налоговой нагрузки на бизнес в данном случае равносильно повышению нагрузки на потребителей. И только с учетом этого фактора можно говорить о «тени» через цепочку «повышение цен – снижение потребления – снижение производства – уход с рынка или в тень». То есть «тень» не следствие работы «в темную» на рынке, а ввиду ухода с рынка. Подобные механизмы были характерны, например, для США времен Великой депрессии. Тогда производители были распределены по разного рода «теням», а их рыночную сторону представляли специальные агенты, которые старались минимизировать налоги. То же самое возможно и у нас. В результате отложенный прогноз таков: повышение налогов рискует привести к снижению доходов бюджета.
По теме: