Конвейер инноваций с приставкой нано-
Фото: Гузалия Хашимова
«Давайте сделаем стартап вместе»
8 декабря в Москве прошел VI Конгресс предприятий наноиндустрии, организованный НП «Межотраслевое объединение наноиндустрии» совместно с Фондом инфраструктурных и образовательным программ. Это ключевая коммуникационная площадка для дискуссий о перспективах развития наноиндустрии в России. Влиятельные «конгрессмены» во главе с председателем правления ООО «УК Роснано» Анатолием Чубайсом подвели итоги первого десятилетия существования отрасли и озвучили прогнозы на второе.
За 10 лет работы «конвейера инноваций» основными наносферами в России стали фармацевтика и биотехнологии, возобновляемые источники энергии, новые материалы, электроника, машиностроение и металлургия, космос и авиастроение, химия и нефтехимия, газодобыча и переработка.
Увидели свет отечественные стекла с нанопокрытием и жидкие наноутеплители, ксеноносодержащие кремы для отбеливания кожи и жидкостные хроматографы для экоконтроля, технологии выращивания синтетического сапфира, сверхлегкий аэрогель из серебряных нанопроводников и многое другое.
Только по проектам «Роснано» запущено 522 продуктовых стартапа. «Точки роста» проектная деятельность «Роснано» достигла в 2016 году, когда стоимость портфеля инвестиций компании – и успешных, и неуспешных – впервые превысила совокупные затраты. Окончательно оформилась и инфраструктура российской наноиндустрии. В 11 регионах страны действует 15 наноцентров, призванных сократить цикл создания новой технологической компании с 12-25 лет до 5-7 лет.
– Среди наноцентров есть явные лидеры. Прекрасно развивается троицкий наноцентр, прекрасно развивается новосибирский наноцентр, хорошо развивается Зеленоград, отлично развивается Ульяновск. Больше не назову, остальным есть куда подтягиваться, – заявил Анатолий Чубайс. – Похоже, что мы научились переходить от логики «Дайте нам заявки, а мы их рассмотрим» к логике «Давайте сделаем стартап вместе». Это основа концепции конвейера инноваций, которую мы заложили в новую стратегию. Кстати, для себя мы решили, что, наверное, новых центров мы строить не будем. «Живой» наноцентр – это прежде всего сочетание персоналий (людей с уникальными компетенциями) с позицией первого лица региона. В России просто больше нет регионов с таким заделом. Но в этих 15 наноцентрах мы будем продолжать работать и развиваться.
НАНОПАНАЦЕЯ
Крупный зарождающийся кластер и одна из самых бурно развивающихся отраслей в стране – фармацевтика. В 2016 году (это самые свежие данные на сегодня) темпы роста этого рынка в России составили 15%, при этом производство в этой сфере выросло на 25%.
Среди отечественных нанофармпрепаратов – вакцины от полиомиелита, лекарства для химиотерапии рака, элигобиотики (избирательные антибиотики, не разрушающие микрофлору кишечника) и прочее. «Роснано» инвестирует в лечение онкологии, рассеянного склероза, офтальмологических и инфекционных заболеваний.
Другим успешным направлением наноиндустрии в стране называют ядерную медицину.
– Это история, которая десять лет назад была только в книжках, а сегодня – в жизни восьми регионов России, начиная от Липецка и заканчивая Тольятти, – отмечает глава «Роснано». – Выявление заболевания в рамках первой стадии – это выживаемость в 80% случаев, выявление в рамках четвертой стадии – в 20%. На сегодня у нас уже более 45 тысяч человек прошло через раннюю диагностику и получило диагноз тогда, когда людей можно вылечить.
В сфере промышленности одним из наиболее значимых проектов «Роснано» считает производство одностенных углеродных нанотрубок. При введении в матрицу материала они формируют трехмерную сеть, которая придает композитам равномерную и постоянную электропроводность. Это универсальный аддитив, уникальность которого признана научным и промышленным сообществом во всем мире. Как заявляют в «Роснано», новосибирский производитель одностенных углеродных нанотрубок уже занял 90% мирового рынка и готовится стать «глобальной инновационной звездоймиллиардером». В 2017 году компания выпустила 5 тонн продукции, в 2018-м планируется запуск реактора на 50 тонн.
– Я реально считаю, что этот проект по объему влияния на российскую экономику в диапазоне 7-10 лет превышает масштабы «Газпрома», – заявляет г-н Чубайс.
Солнце и ветер
Без провалов, однако, российская наноиндустрия не обошлась. По признанию главы «Роснано», одним из таких стал старт национального проекта солнечной энергетики. Он совпал с мировым кризисом на этом рынке, вызванным неожиданной активностью Китая. В 2010-2012 годах производители солнечных панелей Поднебесной, по некоторым данным, получили $42 млрд государственных субсидий и низкопроцентных кредитов. Миллиардные инвестиции обеспечили технологический прорыв в отрасли и создали конкурентное преимущество для китайских компаний, что позволило им вытеснить с глобального рынка большинство других производителей оборудования для солнечной генерации.
Развитие этой отрасли в России встретило многих оппонентов. Но проект все же состоялся благодаря высокому уровню инсоляции (т.е. облучения поверхностей солнечным светом). По данным «Роснано», в Челябинске инсоляция выше, чем, к примеру, в Берлине.
Хорошие прогнозы звучат относительно развития ветроэнергетики в России. Несмотря на то, что первый российский промышленный ветропарк по планам запустят в Ульяновске только в феврале, на VI Конгрессе предприятий наноиндустрии Анатолий Чубайс заявил о том, что этот проект удался:
– Заявляю: ветроэнергетика в России точно состоялась по тому заделу, который есть в стране, – начиная с производства и заканчивая мерами стимулирования. Она точно выстрелила. У нас только соглашений по ветроэнергетике на 100 миллиардов рублей. Рядом с нами идет «Росатом» – с объемами чуть меньше, со своей технологией. Конкурировать мы будем с ним.
Запуск ульяновского ветропарка может внести серьезные коррективы в существующее законодательство. Сегодня для ввода объектов высотой более 100 метров требуется разрешение Главгосэкспертизы. В ветропарке таких объектов 14 (каждая установка высотой 145 метров), и необходимость получать бумаги по каждому из них тормозит реализацию проекта. Предложение «Роснано» – полная реформа техрегулирования с обновлением нескольких десятков ведомственных документов, 15-20 распоряжений и постановлений правительства, двух законов и одного кодекса – Градостроительного. Утверждают, что Минстрой не против.
По теме: