€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
Инвестиции для инноваторов
Фото предоставлено организаторами
Кто не рискует, тот не венчурный инвестор
Без инвестиций невозможно развивать технологический бизнес, а следовательно и инновационную экономику. Что такое индустрия инвестиций и откуда берутся финансы, которые попадают через инвесторов к инноваторам, рассказал Анатолий Чубайс в Ельцин-центре в Екатеринбурге.
PE/VC (private venture capital industry в переводе с английского означает «сектор частного венчурного капитала») - индустрия, размер которой больше банковской. И развивается она быстрее, чем банковский сектор. Анатолий Чубайс отметил особенность данного рынка: банк дает кредит, а PE/VC-индустрия дает капитал. При этом в России переразвит банковский рынок и недоразвита индустрия PE/VC.
Еще одна особенность индустрии инвестиций, о которой говорит Анатолий Чубайс: активы в ней отделены от управления. В этой сфере приходится управлять большими суммами денег – сотнями миллионов долларов или миллиардами. И тот, кто управляет, обладать ими не может.
– Сам процесс принятия инвестиционных решений переходит в руки отделенного от активов управляющего, который умеет ими управлять – Investment Professionals. Помимо высоких профессиональных качеств в области управления капиталами он должен иметь репутацию, имя и пайплайн за спиной – поток проектов, которые он реализовал, и трек рекорд – цифры доходности по годам, по месяцам или по дням, – объясняет лектор.
При принятии инвестиционных решений нужно так структурировать процессы, чтобы риски управляющего и риски инвестора адекватно отражались. Это сложнейшая задача, которая в итоге решена. Суть решения – в LP/GP.
LP (limited partners) – партнеры с ограниченной ответственностью. GP (general partners) – партнеры с генеральной ответственностью. Инвестор – LP, он ограничивает ответственность размером инвестиций, а GP ограничивает ответственность размерами всего имущества. Не справился с управлением фондов на 100 миллионов – продавай квартиру и машину. Одни рискуют сотнями миллионов долларов, другие – десятками тысяч долларов. Ничего подобного нет ни в банковской, ни в страховой, ни в пенсионной сферах.
Третья особенность индустрии инвестиций – портфельный принцип, который позволяет управлять серийными проектами и снимать риски. Венчурное инвестирование отличается крайне высоким уровнем рисков, и портфельный принцип, применяемый в индустрии, риски акцептовывает и хеджирует.
Четвертая особенность – система мотивации менеджмента.
Золотая формула оплаты менеджмента в венчурных инвестициях – 2/20, где 2 – процент стоимости фонда, который составляет плату за управление проектом в течение года (это принятый в индустрии стандарт), и 20 – процент прибыли, который выплачивается менеджерам за успех.
– Вот мешок с деньгами. Дальше вы как управляющий из этого мешка выделяете X денег на инвестиции в портфельную компанию, – проинвестировали. Удачно проинвестировали – компания подрастает. Прошло еще какое-то время – еще подрастает. Замечательно! Вы продали ее и получили возврат инвестиций. Возвращенные удачно деньги делятся на две части. Одна часть – те деньги, которые были вложены вначале. Они возвращаются сразу же владельцам фонда и инвесторам. А то, что дополнительно заработано, – делится на пропорцию 80/20, 80 – возвращается тоже в фонд, а 20 – менеджерам, которые организовали этот процесс. Это a light interest – работоспособное решение, когда менеджмент прежде всего заинтересован, чтобы доход получить от деятельности, – поясняет Анатолий Чубайс.
Финансов нет. И не будет?
Деньги в индустрии инвестиций в основном – возвраты от реализованных проектов. Но есть и другие источники – эндаументы (целевой капитал некоммерческой организации), фонды фондов (включают в состав своих активов паи других ПИФов), Family office (семейный офис – частная организация, управляющая семейным имуществом и другими активами) и негосударственные пенсионные фонды.
Анатолий Чубайс пробует теорию наложить на российскую реальность:
– Если даже сложить все эндаументы всех наших вузов вместе взятых, то получится сумма в 10 раз меньше, чем эндаумент одного Кембриджа. Вообще не летает эта история, – комментирует глава Роснано. – Роснано – это фонд фондов. Общий объем 35 миллиардов рублей. Этого, конечно, для России недостаточно. Наш большой бизнес только родился, он весь в первом поколении. Реальными family office управляют не независимые менеджеры, а сами наши уважаемые бизнесмены. Они в гробу видели и меня, и всех моих коллег, которые твердят им, что они сейчас заработают. Не работает и эта история. Осталось одно – негосударственные пенсионные фонды. Это более 3,5 триллионов – и это серьезно. И на сегодняшний день негосударственным пенсионным фондам запрещено размещать свои активы в инвесттовариществах. Причина понятна, мы не можем рисковать пенсионной системой, сейчас особенно страсти кипят.
Г-н Чубайс соглашается с Центробанком в том, что с пенсионными накоплениями следует быть крайне осторожными, и предлагает разрешить размещать негосударственным пенсионным фондам средства в фонды прямых и венчурных инвестиций, которые прошли соответствующую аттестацию по рискам не на 100%, а на 5% активов.
Сегодня family-офисов нет, фонда фондов нет, эндаументов нет, использовать средства негосударственных пенсионных фондов запрещено – это реальная российская картина венчурных инвестиций.
Достижения присутствуют, а результатов нет
Принятая в 2011 году «Стратегия инновационного развития России» cодержит набор плановых показателей до 2020 года. Сравнивая основные показатели документа и отчеты Росстата, Анатолий Чубайс проверил план-факт:
|
Было в 2011 году |
План к 2020 году |
Фактически есть в 2017 году |
Кол-во вузов, входящих в 200 ведущих университетов мира |
1 |
4 |
1 |
Внутренние затраты на исследования и разработки, в процентах от ВВП |
1,3 |
3 |
1,1 |
Коэффициент изобретательной активности, доля поданных на 10 тысяч |
2 |
2,8 |
2 |
Доля организаций, осуществляющих технологические инновации |
7,7 |
25 |
7,3 |
Международный рейтинг по индексу развития информационных технологий |
38 место в мире |
10 место в мире |
45 место в мире |
Глава Роснано считает: несмотря на то, что история инновационной экономики в России началась примерно с 2007-2008 годов, тема под названием «государственный институт развития» по-настоящему важна и работает. В пользу своего мнения он перечисляет уже состоявшиеся институты развития – Сколково, РВК, Фонд содействия инновациям (в прошлом Фонд Бортника), Агентство стратегических инициатив.
Помимо этого за 10 лет в стране появились закон об инвесттовариществах, венчурные фонды, стартапы, площадка для IPO инновационных компаний на московской бирже, более десятка регионов и пять-десять вузов-лидеров в развитии инновационной экономики.
В 11 регионах России построена сеть позитронно-эмиссионных томографических центров. А значит, в стране есть ядерная медицина. Флагман отечественной промышленности завод «Микрон» представляет такую отрасль, как наноэлектроника. 100% российского рынка оптоволокна, кроме спецволокна, – это импорт из США. В Саранске построен завод, который в этом направлении начал теснить американцев. А значит, можно говорить о том, что в России есть фотоника. Завод «Хевел», который входит в мировую тройку лидеров, сегодня производит солнечную панель с КПД 22,7%. Десятками компаний представлена и биофармацевтика.
Перечисляет г-н Чубайс и существенные минусы и недостатки, мешающие развитию инновационной экономики:
- крупный частный бизнес не пошел в инновации;
- государственные компании перебюрократизированы;
- Академия наук не стала драйвером инноваций;
- вся система госконтроля работает против инноваций;
- системных источников финансирования катастрофически недостает.
В России удалось построить базовые институты инновационной индустрии, которых раньше в стране не существовало, кроме института финансирования. И это означает, что индустрии как таковой нет. При этом могут быть отдельные успехи и отдельные прорывы, но системного результата они не дадут.
– Стратегия, принятая страной, не будет выполнена. Никаких шансов. По факту 2017 года ясно, что к 2020 году эту картину переломить не удастся. Очевидно, что для преодоления отставания нужна резкая активизация, изменение приоритета. Инновационная экономика развивается тогда, когда взаимодействовать начинают государство и технологический предприниматель. Соединились – значит, полетело, не соединились – не полетело, – подводит итог лекции Анатолий Чубайс.
По теме: