7 проблем стартапов, которые можно избежать
Фото: pixabay.com
1. Неудачный бизнес-план
Бизнес-план – не занудство. Это обязательный подготовительный этап для любого бизнеса, который позволяет понять, что и когда делать, а главное – зачем. Из-за плохого бизнес-плана или его отсутствия и возникают основные проблемы в бизнесе.
Перед составлением плана прочитайте несколько бизнес-книг с хорошим рейтингом. Понаблюдайте за тем, как работают конкуренты. Идеально на время «затесаться» в штат этих компаний или вступить в переговоры как потенциальный покупатель. Изучите, как выглядят товары конкурентов и как они их продвигают. Прочитайте положительные и отрицательные отзывы о них.
Не помешает посетить профильные форумы, выставки и семинары, на которых предприниматели делятся опытом. Полезно почитать отраслевые журналы.
Затем приступайте к главному. В хорошем бизнес-плане четыре компонента. Первый – миссия, которая отвечает на вопрос, зачем компания существует. Второй – стратегическая концепция, определяющая, в какой области работает фирма. Третий – собственно стратегия: как компания хочет добиться успеха, какие есть возможности и опасности, в чем сильные и слабые стороны проекта и что нужно делать для продажи товара или услуги. И, наконец, организационная структура предприятия, где расписано, кто и за что отвечает.
Готовый бизнес-план покажите знакомым предпринимателям – наверняка у них будут дельные замечания.
2. Отсутствие связей
Как бы грустно это ни звучало, но связи решают многое, особенно если дело касается денег. Ваша раковина может быть прекрасной, но за ней не видно, что творится вокруг – там, где ваши покупатели. Посещайте специализированные форумы, конференции и выставки. Бизнесмены с именем и инвесторы на таких мероприятиях открыты для знакомств.
Ищите контакты в соцсетях и на интернет-форумах. Обратитесь к известным в вашем регионе предпринимателям – им может польстить, что просят их ценный совет. Вступите в бизнес-сообщества, которые иногда устраивают неформальные встречи.
И самое простое – поспрашивайте знакомых, наверняка в круге их общения найдутся те, кто делает (или делал) бизнес в этой же сфере.
3. Нехватка стартового капитала
Дыра в кармане – страшный сон предпринимателя. Суровая статистика, о которой нужно знать: до 90% малых компаний в России закрываются в первый год работы, лишь 3% доживают до трех лет. Одна из главных причин – экономические проблемы компаний. На бюджет предпринимателя влияют скачки курса рубля, рост ставок по кредитам и сложность их получения. Это внешние факторы, на них невозможно повлиять.
Но есть и внутренние факторы, управляемые. Например, вместо банковского кредита можно получить льготный госзайм или субсидию. Сэкономить на аренде позволяют государственные бизнес-инкубаторы – офисные здания, ставки в которых в разы ниже рыночных.
И конечно, решить финансовые проблемы может инвестор. Для знакомства с ними есть различные площадки – инвестиционные форумы и фонды. Главное условие участия: ваш проект должен быть проработан до мелочей.
4. Штрафы
Индивидуальный предприниматель обязан знать законы, даже если у него есть юрист и бухгалтер. На первых порах такие специалисты – роскошь, поэтому в правовых тонкостях придется разбираться самому.
Вот некоторые из них. При найме первого сотрудника в течение 10 дней нужно оформиться в ФСС и ФОМС, а в течение месяца – в Пенсионном фонде. Обо всех работниках необходимо предоставлять сведения в Пенсионный фонд. Чтобы избежать штрафов, нужно в срок платить страховые взносы с предоставлением расчетов в электронном виде.
Изучите 16 главу Налогового кодекса, 14 главу КоАП, 171 статью Уголовного кодекса. А Трудовой кодекс придется прочитать целиком. Это не так сложно, в томике всего 200 с небольшим страниц.
Не царское это дело, скажете вы, и будете неправы. Для успешных бизнесменов тратить до половины времени на бухгалтерию – вполне нормально.
5. Проблемы с поставщиками
Если ваш бизнес зависит от поставок, будьте готовы к мощнейшему человеческому фактору. Менеджер поставщика перепутал направление, в пути сломалась фура, пришел пересорт…
В бизнес-книгах советуют налаживать рабочие процессы, обучать персонал и постоянно искать новых, более надежных поставщиков. Предпочтение лучше отдавать официальным дилерам, а не перекупщикам.
6. Проблемы с платежами
Большая проблема малого бизнеса – задержка оплаты: ваш товар отгружен, а деньги не поступили, и покупатель (организация) кормит вас завтраками. Ситуация типичная, поэтому вы должны быть морально готовы не получить свою «зарплату» за этот месяц. И, возможно, обновить партнерские контакты.
7. Проблемы с кадрами
Толковых специалистов под все ваши запросы не так много, как кажется. Помимо набора навыков-требований, вы оцениваете человека по внешним качествам (даже если не признаете этого), по манере поведения, по интуиции.
Опытные компании взаимодействуют с университетами и проводят бесплатные занятия, на которых присматривают себе будущих специалистов. Если у вас пока нет такой возможности, следуйте простым правилам.
Просмотрите портфолио соискателя. Свяжитесь с предыдущими работодателями или запросите у кандидата их рекомендации. Лично участвуйте в собеседованиях, пока не сформируете HR-отдел. И не игнорируйте сарафанное радио – древнейшее из СМИ.
По теме: