Как управлять фрилансерами?
Фото из личного архива Владимира Якубы
Как управлять и мотивировать «свободных работников», расскажет Владимир Якуба, бизнес-тренер, автор девяти книг и 11 обучающих фильмов, владелец компании «Том Хант», в которой сотрудники работают только удаленно.
Статистика
Количество фрилансеров в мире постоянно растет. Россия не исключение. По результатам опроса в октябре 2017 года каждый пятый россиянин от 18 лет и старше назвал себя фрилансером. Большинство удаленных работников живет в Москве и Санкт-Петербурге (20% опрошенных против 13% проживающих в других городах). Ранее мужчин во фрилансе было больше, нежели женщин. По данным последнего опроса, их доли примерно сравнялись. Рост занятых на удаленной работе произошел благодаря развитию технологий, позволяющих сотрудникам быть на связи, контролировать работу и обсуждать необходимые вопросы, находясь на расстоянии друг от друга.
Удобное сотрудничество
Фриланс – сотрудничество заказчика и специалиста, при котором последний не состоит в штате компании. Считается, что фриланс удобен людям творческих профессий – копирайтерам и дизайнерам, художникам и креативщикам, архитекторам, программистам и web-разработчикам. Чаще такая организация работы подходит студентам, которые приоритет отдают учебе, а в свободное время делают заказы и зарабатывают деньги, женщинам в декрете и людям, желающим подработать в свободное время.
Условно фрилансеры делятся на три большие группы:
- Новички. Часто это студенты, которые только начинают трудиться на «свободном» рынке. У этой группы больше мотивации к работе за небольшие деньги. Им важен опыт и отзывы для портфолио, нежели крупный заработок.
- Любители. К ним относятся те, кто официально трудоустроен, но желает улучшить материальное положение. У них уже есть опыт, и работать за копейки они не будут.
- Эксперты. Это высококвалифицированные специалисты с большим опытом удаленной работы, знающие рынок и свои способности. За этих профессионалов придется дорого заплатить.
Экономическая выгода
Для компании фрилансер экономически выгоднее рядового сотрудника, и вот почему.
1. Не нужно обустраивать для сотрудника рабочее место.
Обычно компания должна обеспечить сотрудника как минимум столом и стулом, компьютером с установленным программным обеспечением, телефоном, канцтоварами, возможно, униформой. Это стоит денег.
2. Нет затрат на содержание персонала.
Бесплатные обеды, чаепития, корпоративы, расслабляющие и развлекающие мероприятия (массаж, комнаты отдыха, психологи, тренеры и пр.), обслуживание рабочего места (коммунальные платежи, оборудование, интернет, связь и т.д.) – всего этого не потребуется при работе с фрилансерами.
3. Широкий выбор среди кандидатов.
Часто у работодателей выбор сотрудников ограничен городом, где располагается офис. Но любые человеческие ресурсы исчерпаемы, особенно если условия по оплате не конкурентны. Выбирая фрилансеров, работодатель «расширяет свои границы» и получает за приемлемую для себя оплату высококвалифицированного сотрудника, который не хотел бы оставлять постоянное место работы или живет в другом городе, а порой и в другой стране.
Выбирая фрилансеров, работодатель «расширяет свои границы» и получает за приемлемую для себя оплату высококвалифицированного сотрудника
Стоп-фактор
Останавливает работодателей при найме фрилансеров вопрос управляемости. Многие боятся, что не смогут эффективно контролировать работу «удаленных» сотрудников. Но при наличии инструментов, о которых речь пойдет ниже, можно легко справиться с этой задачей. Также при наборе сотрудников лучше сразу выбирать тех, кому можно доверять.
«Если мы перестаем доверять сотрудникам, значит, мы ошиблись при найме. Мы берем только опытных профессионалов, способных управлять своим временем и внести значительный вклад в общее дело. И не собираемся быть им няньками», – как-то заявил Крис Хоффмана из ITCollective. Поэтому уделите внимание при рекрутинге фрилансеров уровню ответственности будущих исполнителей и степени доверия к ним.
Как проверить эти качества?
- Попросите выполнить тестовое задание. Оно должно быть из реальной жизни, практичным и нужным, не выдумывайте ничего сверхъестественного. При возможности оплатите его по факту выполнения.
- Постарайтесь пообщаться с кандидатом лично. Если это невозможно, проведите собеседование по телефону или скайпу. Но лучше увидеться с сотрудником, чтобы вы стали для него не просто очередным виртуальным заказчиком, а живым человеком, знакомым. Знакомых людей подвести со сдачей задания гораздо труднее.
- Попросите предоставить портфолио, примеры работ или отзывы предыдущих работодателей. Если претендент затрудняется их предоставить, это должно вас насторожить. Если сотрудник вас попросит, лучше и самим также дать отзыв на работу. Тем более если вы остались довольны выполненным заданием.
Инструменты в помощь
Современные технологии предлагают многое, чтобы сделать общение заказчика и исполнителя легким и прозрачным.
Используйте для контроля работы персонала различные платформы и программы:
- АmoCRM – простая и понятная система учета клиентов и сделок, которая поможет контролировать и увеличивать продажи.
- Trello – программа для управления проектами небольших групп.
- Wrike – продвинутая система для управления проектами, для планирования проектов и организации работы команды.
- Wunderlist – простое приложение для создания списков дел и управления задачами, которыми вы можете поделиться с любым человеком или поработать над проектом совместно.
Для синхронизации рабочего процесса ставьте задачи в календарь своего сотрудника, а в ответ там же он напишет, на какой стадии выполнения задача
Организации командной работы способствуют облачные сервисы. Например, на Google Диске и Яндекс.Диске. Не стоит забывать и о приложениях в телефоне: в GoogleHangouts есть и чат, и возможность организовать видеоконференцию, Viber / WhatsApp / Telegram / Skype – мгновенные мессенджеры с привязкой к телефону.
Способы управления
- Всегда стоит четко описать задание, для которого вы нанимаете фрилансера. Чем подробнее и точнее опишите ТЗ, тем понятнее для удаленного работника будет направление, в котором необходимо двигаться.
- Разбивайте большое задание на несколько этапов. Такой процесс работы будет и морально легче восприниматься сотрудником, и вам будет гораздо проще контролировать выполнение задач на каждом этапе по срокам и качеству.
- Используйте систему штрафов и поощрений. Часто фрилансеры затягивают сроки выполнения проекта. Чтобы такого не происходило, предлагаю ввести систему штрафов, заранее обговорив сумму за один день просрочки. Можно повлиять на скорость выполнения работы, выплачивая премию за досрочную сдачу задания.
Вы получите удовольствие от работы с фрилансерами, если сможете грамотно замотивировать и контролировать сотрудников. А вот тут без лидерских навыков не обойтись. Поэтому помните при сотрудничестве с фрилансерами, что руководитель должен как можно чаще включаться в процесс работы и четко планировать этапы выполнения заданий, обозначать сроки и критерии качества выполненной работы.
Вы получите удовольствие от работы с фрилансерами, если сможете грамотно замотивировать и контролировать сотрудников
Не забывайте и о мотивации ваших работников. Интересная задача и предоставление достаточных способов для ее реализации для многих профессионалов-фрилансеров будет мощным мотиватором. Помимо этого, чаще общайтесь. Общение – не только контроль над работой и запрос результатов, но и беседы на интересующие нас темы. Хорошие отношения с сотрудниками мотивируют на более ответственное выполнение работы.
За каждым новым «удаленным» сотрудником стоит закрепить специалиста, который давно себя зарекомендовал. Это помогает новому человеку быстро влиться в коллектив, работу и атмосферу.
С каждым специалистом нужно договариваться об уместной сумме вознаграждения. Стоит подумать о поэтапной оплате работы фрилансера. Зарекомендовало себя и дополнительное премирование за результат.
Указание на ошибки, справедливая критика и замечания иногда служат хорошим стимулом для развития профессиональных качеств наемных работников.
По теме: