Степановы. От ростовщиков до фабрикантов
М.Ф. Степанов, владелец суконной фабрики в селе Языково. Фото предоставлено Ульяновским областным краеведческим музеем
Об их происхождении известно немного. Основатель династии Степан Степанов еще в начале XIX века был свободным человеком и добывал себе пропитание тем, что ходил караванщиком в Кяхту, пограничный с Китаем небольшой торговый город в Иркутской губернии (ныне Республика Бурятия), перевозя шерсть, сукно и мануфактуру. За работу он получал «куртажные» – вознаграждение за перевозку и посредничество при продаже товаров.
Так постепенно накапливался семейный капитал. Когда подрос его сын Федор, он подключил его к делу. Как и другие предприниматели и коммерсанты тех лет, отец и сын Степановы, для увеличения капитала на первых порах не гнушались заниматься ростовщичеством, надувательством, прибегали к услугам фальшивомонетчиков.
Купеческий староста
В 1860-е годы Федор Степанович уже прочно обосновался в Симбирске. В городе у него были две конторы – на Лосевой и Дворцовой улицах. Вскоре в первой он открыл номера, в которых сдавал квартиры «со столом поварского кушанья».
В домах на Дворцовой (ул. К. Маркса, 13) кроме конторы устроил склады для хранения шерсти и готовой продукции, заняв подвалы и дворовые постройки.
В те же годы Федор Степанов активно занимался общественной деятельностью в органах городского самоуправления. В 1869 году его избирают симбирским купеческим старостой, Городская дума назначает его казначеем сиротского суда. Через три года он становится директором Симбирского губернского тюремного комитета, чуть позже – блюстителем Симбирской чувашской школы, входит в учетный и ссудный комитет Городского банка.
Занимался Степанов в меру сил и благотворительностью. Он жертвовал деньги Обществу христианского милосердия, Комитету попечительства о раненых и больных воинах и на другие общественные нужды. За «содействие успеху бывшей в 1882 году промышленной выставки» купец первой гильдии Федор Степанович Степанов получил «золотую медаль на Анненской ленте». А 14 июня 1890 года он возведен в звание почетного гражданина города Симбирска.
Успешный делец
Промышляя торговым посредничеством, он задумался о приобретении собственного производства. Случай подвернулся. После смерти опутанного долгами дворянина Василия Петровича Языкова было выставлено на продажу его имение в селе Языково Карсунского уезда с суконной фабрикой.
В 1877-1882 годах Степанов купил суконную фабрику, а затем и все имение вместе со старинной усадьбой Языковых. Приводя в порядок разоренную фабрику, он притеснял рабочих, задерживал им выплаты за проделанный труд, а отпуская товар из собственной фабричной лавки в счет зарплаты, завышал цены на продукты, что вызывало недовольство и жалобы работников. Были претензии у интендантства и к качеству его товара. Сукно поступало «с примесью недозволенных материалов и не на своей фабрике приготовленным». Впрочем, в этом Степанов не был одинок, почти такие же претензии интендантство предъявляло и к другим симбирским суконным фабрикантам.
В 1898 году Федор Степанович, уйдя на покой, передал фабрику в управление своему младшему сыну Михаилу Федоровичу, который несколько лет обучался коммерции в Германии. В Россию он вернулся с женой Мартой Антоновной.
Михаил Федорович сразу же взялся за дело. Вместо сгоревшего в 1892 году главного корпуса фабрики выстроил новое здание, закупил оборудование. С 350 до 500 увеличил число рабочих.
Фабрика Степановых производила в основном грубое армейское сукно и пальтовый драп. Готовую продукцию оптом и в розницу они продавали почти на два миллиона рублей в год на оптовых рынках. Их торговые склады и магазины были в Симбирске, Самаре, Саратове, Харькове, на Нижегородской ярмарке, и даже в Париже Михаил Федорович, более для престижа, открыл магазин модных шляп
Фабрика несгораемого типа
Изменилось в лучшую сторону и положение рабочих. В 1903 году Степанов открыл при фабрике школу для детей рабочих, обеспечив ее всевозможными учебными пособиями; открыл при фабрике больницу на 12 коек с родильным приютом. Были выстроены квартиры и отдельные дома для служащих. В 1901-1905 годах на свои средства фабрикант обновил сельскую Владимирскую церковь, построенную еще Языковыми.
В декабре 1914 года фабрика в Языково полностью сгорела. Скупив у разных фабрикантов старое выброшенное оборудование, Михаил Федорович разместил его в своих ремонтных мастерских и продолжал выпускать сукно для нужд армии, поскольку шла война.
«Одновременно, – как пишет Ю.Д. Ефимов, – Степанов начал строить новую – первую в губернии и одну из первых в России фабрику несгораемого типа. Главный трехэтажный корпус был разделен на изолированные помещения и лестницы, имел железные двери, перекрытия были железобетонные. В каждом производственном помещении были установлены электромоторы. Таким образом Языковская фабрика явилась первой в губернии, где электроэнергия использовалась для главного производства».
Оркестровая капелла
Большой поклонник театрального и музыкального искусства Михаил Федорович прославился и как щедрый меценат.
В 1898 году он организовал церковный хор из рабочих собственной фабрики. В 1901 году в его языковской усадьбе открылось вместительное здание театра на 800 человек. Спектакли давали артисты из числа языковских рабочих и служащих.
Но главным его детищем стала оркестровая капелла, также созданная из детей фабричных рабочих. Для воплощения идеи он пригласил в 1900 году шесть профессиональных музыкантов и капельмейстера Михаила Евгеньевича Зельдина из Москвы, закупил духовые и струнные инструменты для 35 музыкантов.
Через полгода оркестр уже исполнял «кроме полковых маршей, полек и вальсов серьезные классические произведения», такие как увертюра к «Тангейзеру» Вагнера, симфоническая поэма «Пляска смерти» Сен-Санса, сочинения Римского-Корсакова.
Сначала оркестр выступал только в Языково. Позже, когда Зельдина сменил С.А. Логинов, оркестр увеличился до 65 человек, коллектив достиг значительных успехов. Степановский оркестр стал гастролировать по городам Поволжья.
Очарованный голосом
Рано овдовев, Михаил Федорович в 1905 году вступил в новый брак с Натальей Осиповной Шевченко (1879-1963), певицей из московской оперетты Шарля Омона. Ее он услышал во время гастролей оперетты в Нижнем Новгороде. Очарованный голосом молодой певицы, он отправил ее в Италию обучаться оперному пению, обеспечив тем Наталье Осиповне блестящую карьеру оперной певицы. Вернувшись на родину, она пела в московской опере Сергея Ивановича Зимина, выступала с Федором Шаляпиным, Леонидом Собиновым и другими известными российскими оперными певцами. Летнее время семья часто проводила в Языково.
В 1916 году Михаил Федорович взял в аренду сроком на шесть лет один из трех казанских театров, и 20 сентября в нем состоялась премьера оперы «Аида» Верди с участием Натальи Осиповны Степановой-Шевченко. В первый же год «степановский» оперный театр собрал 40 тысяч рублей чистой прибыли. Все деньги были потрачены на нужды театра и, конечно, на новые постановки.
Тяжелые времена
Но семейное благополучие продолжалось недолго. В годы гражданской войны Степанов лишился всего имущества, усадьба в Языково и обе фабрики были национализированы. В 1918 году Михаилу Федоровичу пришлось закрыть частную оперу в Казани, подарив ее оперному товариществу. После недолгих скитаний в 1923 году Михаил Федорович с женой и сыном Михаилом переехали в Москву.
Сын, Михаил Михайлович Степанов, окончивший в 1922 году в Казани школу второй ступени, а в 1924 году в Москве –
театральную школу, студентом играл в Камерном театре А.Я. Таирова. После работал актером, преподавал во ВГИКе, позже стал режиссером. Он снял фильмы «Пышка», «Аноха», «Город под ударом», детский фильм «Самый грязный».
Тяжелые времена для Степановых настали в предвоенные годы. Репрессии не обошли стороной их семью. Был арестован и бесследно исчез Михаил Михайлович, в 1939 году не стало Михаила Федоровича, умер в одном из сталинских лагерей. Наталья Осиповна Степанова-Шевченко закончила дни в Ленинградском доме ветеранов сцены. С благодарностью, любовью и уважением вспоминала она о М.Ф. Степанове: «Он первый указал мне мое настоящее место не в оперетте, а в опере, настоял на том, чтобы я получила музыкальное образование, и увез меня в Париж, откуда я вернулась уже оперной певицей. Он не посмотрел ни на насмешки товарищей, ни на протесты родственников. Он верил в меня, и я оправдала его надежды… С его смертью я лишилась верного друга и большой поддержки».
Мария Калинина
Материал подготовлен при поддержке Татьяны Громовой, старшего научного сотрудника Ульяновского областного краеведческого музея.