Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

IT. Апгрейд до версии 4.0

«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее». Эта фраза из кэрролловской «Алисы в Стране чудес» – негласный девиз современных IT-компаний.

Фото: pixabay.com

«Малыши» на миллион

Прогнозы на долгожданный рост российского IT-рынка оправдались сполна. После продолжительного спада и уменьшения объемов продаж спрос на продукцию и услуги в отрасли восстановился, и по итогам 2017 года рынок достиг $21,8 млрд, сообщила аналитическая компания IDC. Индустрия выросла на целых 17%. Как отметили аналитики, в последний раз такое было лет десять назад, сейчас тенденция связана с укреплением рубля.

Росли все основные сегменты отрасли информационных технологий: серверы и корпоративное оборудование (+43%), мобильные телефоны (+24%), печать и периферийные устройства (+19%), продажи компьютеров (+17%), облачные сервисы (+15%)…

Разработка софта прибавила скромные 4%. По оценке ассоциации «Руссофт», объем этого рынка в России в прошлом году составил 834 млрд рублей. Ассоциация прогнозирует, что по итогам 2018-го продажи российских разработчиков программного обеспечения впервые перешагнут рубеж в 1 трлн рублей. В целом отечественный IT-рынок, как предполагает IDC, вырастет на 4% и составит $22,6 млрд. Впрочем, последнее слово будет за ситуацией на валютном рынке.

Темпы развития информационных технологий в Ульяновской области опережают ВРП. Самые свежие данные регионального правительства – пока только по итогам 2016-го: IT-индустрия Ульяновской области росла на 23% быстрее экономики региона, ряд компаний продемонстрировал увеличение выручки на 80% и больше. К началу 2017 года совокупные продажи местных IT-фирм составили 4,4 млрд рублей, сравнявшись с отгрузкой в сфере стройматериалов.

По прогнозам ОГКУ «Правительство для граждан», в ближайшие три года количество IT-компаний в Ульяновской области увеличится на 17%, а объем работ и услуг, а также количество занятых в отрасли – на 80%

Уже привычно видеть ульяновские фирмы в числе лидеров крупных отраслевых рейтингов. SimbirSoft, Simtech Development и RITG – в топ-15 разработчиков софта по версии GoodFirms. ITECH.group и MST – в топ-10 веб-студий по версии «Тэглайн». mobile.SimbirSoft и MediaSoft – в топ-20 разработчиков мобильных приложений по версии CNewsMobile…

Вот что рассказывает Илья Каштанкин, генеральный директор SimbirSoft – единственной в Ульяновской области IT-компании, входящей в рейтинг «Тех-Успех»:

– В последние годы SimbirSoft растет темпами выше среднеотраслевых (+5,8%), наши обороты увеличиваются более чем на 50% ежегодно. В 2018 году мы продолжим фокусироваться на оказании услуг для банковского сектора и сотрудничестве с крупнейшими компаниями России, США, Великобритании и ЕС.

На 50-процентный рост в этом году нацелен и MediaSoft. По словам директора компании Сергея Полуэктова, в 2017-м выручка MediaSoft приблизилась к 100 млн рублей.

Впрочем, экономическими успехами могут похвастаться не только «старожилы» ульяновской IT-индустрии. Один из самых заметных подъемов в свежем рейтинге мобильных разработчиков «Тэглайн» совершила Mad Brains. Четырехлетняя компания со штатом 20 человек за год поднялась сразу на 54 позиции и заняла 40-е место.

– Наша компания практически с самого начала была самоокупаемой. Еще на самозанятости она вышла в рентабельность. При этом вложений со стороны внешних компаний не было, все на своих деньгах, – рассказывает генеральный директор Mad Brains Олег Чебулаев.

К слову, малые и микрокомпании – это самый распространенный формат IT-бизнеса в Ульяновской области. Как подсчитали специалисты УлГТУ, в нашем регионе 55% из 1,1 тыс. игроков рынка – это индивидуальные предприниматели. Для сравнения, в целом по России доля ИП в IT-индустрии втрое меньше.

Согласно вузовскому исследованию, портрет усредненной ульяновской IT-компании выглядит так: основана пять-шесть лет назад, занимается разработкой ПО, имеет шесть человек в штате со средней зарплатой 46 тыс. рублей, получает порядка 10 млн рублей выручки в год, иногда инвестирует в технику и оборудование в пределах 2-3 млн рублей, свои продукты патентует редко.

– Все это означает, что большинство наших компаний весьма небольшие по размеру. Они сопоставимы со стартапами, которые, к сожалению, пока не выросли в серьезный бизнес, – замечает губернатор Ульяновской области Сергей Морозов.

Чего хотят клиенты

По мнению экспертов, наиболее прибыльные IT-направления сегодня – это мобильный софт, CRM-системы, облачные технологии и защита информационных систем. Кроме того, большое будущее у блокчейна, BigData и IoT. А теперь по порядку.

– Мобильные технологии и сервисы имеют большое количество потребителей, за счет чего рынок мобильных приложений сейчас приносит значительную прибыль, – говорит Александр Княжский, научный консультант Международного института передовых аэрокосмических технологий.

Растет число заказов на разработку CRM-систем (англ. Customer Relationship Management) – систем управления взаимоотношениями с клиентами.

– В России сейчас наблюдается бум CRM-систем. Очевидно, что все большее внимание уделяется мониторингу и контролю сбытовых процессов, – отмечает Саттар Гюльмамедов, руководитель разработки ПО компании NEIRIKA.

Подобные продукты делают многие ульяновские фирмы. Например, Mad Brains разработала мобильный сервис мониторинга транспорта для крупных автопарков. AGATECH трудится над системой автоматизированного цикла работ в сфере грузоперевозок и системой полного учета деятельности компаний по монтажу окон и дверей. MediaSoft создал информационную систему программы лояльности для федеральной розничной торговой сети. А SimbirSoft разработал системы распознавания речи для автоматизации процессов работы врачей и системы компьютерного зрения.

Другое востребованное направление в IT – облачные технологии. По прогнозам некоторых компаний, к 2020 году каждая третья должность в сфере информационных технологий будет связана с облаками.

– Интерес к облачным сервисам обусловлен прежде всего избавлением бизнеса от предрассудков: компании начали доверять облакам, они без опасений арендуют «железо» и серверы. Это обусловлено как экономическими предпосылками (на волне всеобщей экономии ресурсов идея сэкономить на покупке оборудования и ПО выглядит очень привлекательной), так и работой IT-компаний по повышению безопасности облачных решений, – комментирует Константин Смирнов, руководитель отдела продаж сервисов на территории ПФО группы компаний Softline.

Развитие информатизации побуждает компании внимательнее относиться к кибербезопасности. Очередной виток развития эта тема получила в январе 2018 года, когда вступил в силу закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» (187-ФЗ).

– Новый закон вступил в силу очень вовремя: число внешних угроз растет в буквальном смысле ежедневно, при этом немногие даже из крупных производственных предприятий имеют достаточную защиту от них. Но если пренебречь защитой автоматизированной системы управления технологическими процессами, например в энергетической компании, и она выйдет из строя, последствия могут быть самыми серьезными – от обесточивания целых жилых районов до угрозы жизни и здоровью сотрудников, – рассуждает Константин Смирнов.

Одной из самых перспективных технологий, которая в скором времени будет применяться в большинстве направлений бизнеса, называют блокчейн.

Летом 2018 года специалистов в области блокчейна в Ульяновске искали Simtech, SimbirSoft, IBS

– Финансовый сектор экономики готовится к повсеместному внедрению блокчейна. О планах его использования говорили VISA, Mastercard, Unionpay, SWIFT, допускали возможность применения Сбербанк и ВТБ. Альфабанк и S7 Airlines уже запустили в эксплуатацию блокчейн-платформу автоматизации торговых операций, – замечает Александр Княжский.

– Пока хайп, происходящий в области блокчейна, коснулся в основном IT-мира и юристов, но очевидно, что эти технологии будут все дальше проникать в другие области, – уверен г-н Гюльмамедов.

Нужны новички

Кибербезопасность, облака, большие данные, роботы, IoT – все это составляет фундамент постинформационной революции под названием Индустрия 4.0. Сила ЭВМ сменяется силой интернета вещей, и в стремлении не отстать от прогресса IT-компании стараются привлечь прорывных специалистов и внедрить новые технологичные продукты.

– По причине высокой конкуренции в секторе недорогих сайтов и решений мы поняли, что нам необходимо менять рынок и уходить в сторону «голубого океана» – в те направления, где мы какое-то время будем монополистами. Поэтому два года назад мы стали делать упор на автоматизированные системы и системы развития цифровой экономики, которые дают реально измеримый социально-экономический эффект, – рассказывает генеральный директор AGATECH Глеб Асташенков. – Мы хотим перенять китайские технологии Индустрии 4.0 и использовать их на ульяновском рынке, а в перспективе стать их ключевым представителем в России.

По словам г-на Асташенкова, повсеместный запуск системы «Умный город» обошелся Китаю в 470 млрд юаней, что по текущему курсу превышает 4,6 трлн рублей.

– Технологии там далеко шагнули вперед, и их проще изучить и перенять, чем писать свои заново, – считает глава AGATECH.

В Ульяновской области интернет вещей, большие данные и интеллектуальные системы еще не получили широкого развития, утверждает первый проректор – проректор по научной работе УлГТУ, доктор технических наук Надежда Ярушкина. Под ее руководством в первой половине 2018 года проведено научное исследование региональной сферы IТ.

– По опросам, нашим IT-компаниям интересны не робототехника, нейрокогнитив, обработка больших данных, а разработка и поддержка ПО и баз данных, IT-менеджмент, интернет-программирование, веб-технологии и системы интеграции. И существующие IT-компании не ориентированы на то, чтобы перейти в новые технологии. Значит, нам необходимо создавать условия для появления стартапов на основе новых информационных технологий, – заявляет Надежда Ярушкина, добавляя, что такие компании должны стать доминирующими на рынке.

На эту цель будет ориентирована стратегия развития информационных технологий в Ульяновской области, рассчитанная до 2024 года. Над созданием документа трудится команда УлГТУ, с привлечением экспертов и представителей IT-компаний.

По мнению г-жи Ярушкиной, чтобы развиваться в русле цифровой экономики, Ульяновской области не хватает взаимодействия между IT-компаниями и IT-отделами промышленных предприятий.

– Наше IT-сообщество условно консолидировано – для проведения некоторых мероприятий и чтобы прийти на профильный факультет и присмотреть себе хороших специалистов, – отмечает первый проректор УлГТУ. – Задачи цифровой экономики требуют развития IT-сообщества еще в одном направлении – когда сотрудники IT-отделов машиностроительных, строительных, агропромышленных предприятий могут работать вместе с IT-компаниями. Я не верю, что последним не интересны внутренние софтверные заказы.

– Мы наблюдаем высокую консолидацию и организованность IT-сообщества, – оппонирует Денис Ефремов, заместитель директора Научного исследовательского института перспективных промышленных технологий УлГТУ, региональный директор по внешним связям Prof-IT Group. – Вместе с тем стоит отметить его неоднородность в силу различных специфик деятельности. Прежде всего я говорю о некоей обособленности IT-специалистов на промышленных предприятиях. Вовлечение этой группы в программные мероприятия значительно меньше, чем вовлеченность IT-компаний.

Региону нужна специальная площадка для коммуникации между IT и промышленностью – например совет индустриальной цифровизации, – предлагает Денис Ефремов.

Сложный партнер

Власти Ульяновской области готовы создавать условия для развития Индустрии 4.0, об этом заявляет Сергей Морозов. Вопрос в том, отреагируют ли на эти действия сами IT-компании, которые пока к мерам господдержки относятся скептически.

– Поддержку государства как таковую мы пока не видели, – говорит Глеб Асташенков. – Потенциал IT-отрасли огромен, она постоянно развивается и приносит огромные дивиденды и финансовые потоки государству. Ее развитием надо заниматься комплексно и системно.

– Государство – сложный партнер для IT-компаний с точки зрения гибкости и скорости принятия решений, – рассуждает Сергей Юркин, соучредитель компании SimbirSoft, председатель Попечительского совета Фонда развития информационных технологий Ульяновской области. – На мой взгляд, роль государства хороша там, где оно упрощает правила ведения бизнеса и облегчает налоговую нагрузку, позволяя компаниям направлять ресурсы на свое развитие и развитие экосистемы.

В августе прозвучала хорошая новость для IT-компаний Ульяновской области: льгота по налогу на прибыль, возможно, будет продлена до 2021 года. Организации, прошедшие госаккредитацию в Минсвязи, смогут и дальше платить в казну не 18% от своей прибыли, а 13,5%. По подсчетам регионального Минконкуренции, на высвобожденные деньги фирмы смогут нанять больше специалистов, что увеличит поступления НДФЛ на 9,3 млн рублей.

По теме:

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: