€ 105,71
$ 100,00
¥ 13,80
Люди Z. Что нужно знать работодателям о «цифровом поколении»?
Фото: Александр Кременицкий
– Ольга, как давно вы занимаетесь проблемой поколения Z? Почему уделяете такое внимание этой теме?
– Я концентрируюсь шире – на теории поколений. Каждый 20-летний период в истории характеризуется своими особенностями политической, экономической, информационной, технологической ситуации. Естественно, все это влияет на поведение людей, родившихся в тот или иной период.
Зная особенности поколения, его ценности, работодатель может сделать наиболее качественное предложение кандидату, сформировать сильный HR-бренд и такую культуру, в которой будет приятно работать. В нашем холдинге уже 2% сотрудников в возрасте до 20 лет, и их число будет неуклонно расти. Поколение Z существенно отличается от предыдущих миллениалов (поколения Y). И это надо учитывать в работе.
– Какие главные черты характеризуют представителей поколения Z?
– Для начала давайте разберемся, какие поколения когда родились. Разные источники несколько расходятся в оценке. Например, поколение X может упоминаться как 1961-1981 годы рождения и как 1965-1979. Соответственно, Y – это люди, родившиеся в 1982–2000 (1980-1994). А поколение Z формируют рожденные с 1995 либо с 2000 года. И говорят, что следующее поколение – это родившиеся в 2012 году и позднее.
Z родились в эпоху цифрового мира – виртуального, высокотехнологичного и сложного. Они появились на свет с аккаунтом в Instagram. Каждый в этом поколении считает себя уникальным, поэтому признает право на особенность и исключительность.
При этом нет разделения на группы «по интересам». 64% молодежи не интересует политика, жизнь страны и мира. 61% толерантен к гомосексуалистам, мигрантам, однополым бракам и т.п. Поэтому говорят, что Z – это последнее поколение, где преобладает белая раса.
Это поколение растет на роликах YouTube, поэтому они считают, что могут сами сделать все, посмотрев короткое видео. Им важны физическая форма, свобода и независимость, развитие, любовь и творчество. У этого поколения нет кумиров, а вот за советом они пойдут к родителям. Отсюда главная ценность – это семья и счастье.
Для них не существует авторитетов, привычный конфликт поколений смазан. Дети общаются со взрослыми на равных.
– Каковы их сильные и слабые стороны? Что в первую очередь нужно знать о Z работодателям?
– Новому поколению трудно принимать решения. Они боятся ошибиться с выбором, разочаровать родителей, не оправдать надежд. Это, пожалуй, самая слабая их сторона. И поскольку они хотят получать удовольствие от всего, чем занимаются, они не будут задерживаться допоздна на работе, а, скорее, предпочтут свободу и самозанятость. Это означает, что привлечь и удержать их становится все сложнее.
Работодатель должен удовлетворять потребности нового поколения. Мы, например, предлагаем гибкий график и возможность удаленной работы. Создаем мотивационные программы, направленные на поддержание баланса работы и личной жизни. Предоставляем возможности для самореализации в творчестве, здоровом образе жизни, хобби и, конечно, самой работе.
Родители Z-ов воспитывают их иначе, чем предыдущие поколения. Они советуются с ними по жизненно важным вопросам, при совершении покупок, в том числе крупных. И логично, что молодежь от работодателя тоже ждет такого поведения: они хотят, чтобы с их мнением считались. Поэтому важно интересоваться позицией сотрудников.
Родители жалеют детей и не приучают выполнять бытовые обязанности, руководствуясь принципом «главное не сломать». И мы видим, что у поколения нет устойчивых трендов и предпочтений, они выбирают стартапы, а не мастодонтов бизнеса с многолетней историей.
Эти ребята воспринимают краткую и наглядную информацию, а значит пришло время менять форматы обучения. Кроме того, повредилась модель постепенного движения к успеху. У них нет уверенности, что планомерные усилия приведут к цели. Успех может быть легким и быстрым, и однажды ты можешь проснуться знаменитым, выложив ролик в соцсети. И еще у этого поколения минимальный горизонт планирования: долгосрочные стратегические цели их не мотивируют.
– Какие прогнозы по отношению к поколению Z вы делаете?
– 40% этого поколения будет работать на должностях и в профессиях, которые сегодня еще не существуют. Все больше будет расти потребность в сотрудниках, разбирающихся в IT-технологиях и цифровой экономике, интернет-маркетинге.
Скорее всего, проектная работа станет лидером предпочтений молодежи. Произойдет персонализация названий должностей, чтобы подчеркнуть уникальность каждого.
Разнообразие жизни – вот один из главных принципов, поэтому рутина не для них.