«В сырьевых регионах волатильность цен дает большие всплески доходности. В некоторых регионах реализуются глобальные инфраструктурные проекты. Мы находимся в гораздо более сложной ситуации и выглядим достойно».
6 задач для ульяновской промышленности
Фото: Александр Кременицкий
«Не проблемы, а возможности»
По итогам 2018 года индекс промышленного производства в Ульяновской области составил 101,8%. В России показатель был равен 102,9%. Совет по промышленной политике Ульяновской области, который собирался в среду, расценил этот факт спокойно, объяснив отставание высокой базой 2017 года (тогда ульяновская промышленность, по данным Росстата, выросла на 6,7%) и несырьевым характером региональной экономики.
Как отметил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, заметнее всего в регионе выросли производство машин и оборудования (113%), производство автотранспортных средств (107,3%) и производство напитков (106%). В 2019 году положительная динамика сохраняется, по итогам января индекс промпроизводства составил 100,6%, добавил глава региона.
По информации облправительства, наибольшего роста выручки добились «Автодом», «Немак Рус», Ульяновский механический завод, Ульяновский моторный завод, «Автосвет», «Джойсон Сейфти Системс Рус» («Таката Петри Рус»). Существенный рост отмечен на «Аэрокомпозите», но сегодня поставки его основного сырья из Японии и США под вопросом. По мнению г-на Гутенева, это очередной вызов для региона и толчок к развитию собственного композитного производства. Ситуацию на «Авиастаре» он также оценивает положительно.
Владимир Гутенев
«Объемы гособоронзаказа, даже несмотря на сложную международную обстановку, будут сокращаться. С другой стороны, мы не должны огорчаться нерадужным цифрам по «Авиастару». Несколько самолетов были не сданы, сейчас они досдадутся, а главное – есть большой портфель заказов и интересные перспективы, в том числе существенный экспортный потенциал по топливозаправщику Ил-78М-90А».
«Исузу-Рус», УАЗ, Ульяновский механический завод, «Номатекс», «Джойсон Сейфти Систем Рус» и ряд других предприятий в 2018 году получили субсидии Минпромторга, в совокупности свыше 10 млрд рублей.
«В Минпромторге РФ рассматриваются две заявки в высокой степени готовности. Это заявка «Призмы» по проекту организации производства автомобильных зеркал, автокомпонентов на территории индустриального парка в Димитровграде, и проект «Промтех-Ульяновск» по созданию современного центра авиационных интерьеров».
По словам г-на Джураева, в министерстве также рассматривают заявку от одного из предприятий региона, претендующего на заключение специального инвестиционного контракта. Если заявка будет одобрена, по числу СПИКов Ульяновская область снова станет лидером в России (сейчас у нее три СПИКа, столько же у Санкт-Петербурга).
Барьеры в «зонах роста»
Правительство Ульяновской области определило шесть приоритетных направлений промышленной политики. На заседании совета их озвучил Морозов, уточнив: они будут корректироваться.
Первое направление – рост производственной базы. Предполагается, что он будет обеспечиваться за счет улучшения делового климата и снятия инфраструктурных ограничений.
губернатор Ульяновской области
«Мы хотим заручиться поддержкой Госдумы и привлечь внимание руководства к проблеме определения правовых аспектов деятельности особой экономической зоны. Например, ее резиденты обязаны предоставлять в таможенный орган обеспечение уплаты таможенных пошлин. Только после внесения такого обеспечения резидент подпадает под применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Однако резиденты особых экономических зон других типов (промышленно-производственных, технико-внедренческих) применяют эту процедуру без внесения обеспечения. Мы уже провели переговоры с таможенными органами, принципиально они не возражают.
Другая сложность связана с ограниченностью перечня видов деятельности, доступных резидентам особой экономической зоны. Мы имеем достаточно примеров, когда компании готовы заниматься производственной, складской либо торговой деятельностью, но не готовы осуществлять значительные капитальные вложения, в первую очередь в строительство объектов недвижимости. Частично спрос таких компаний сейчас удовлетворяется за счет ввода объектов, финансируемых из регионального бюджета. В то же время есть девелоперские компании, которые хотят создать в особой экономической зоне складские, производственные, офисные помещения для последующей сдачи в аренду. Здесь мы натыкаемся на подводный камень: предоставление имущества в аренду не входит в установленный федеральным законом список видов деятельности, разрешенных в особой экономической зоне портового типа. А это ограничивает возможность по привлечению резидентов».
Озвучиваются конкретные ориентиры развития «зон роста». Например, к концу 2019 года индустриальный парк ДААЗ должен быть заполнен – такую задачу поставили перед его новым генеральным директором Вилсором Халиуллиным. В ОЭЗ «Ульяновск» в 2020-2021 годах планируют запустить центр кастомизации ближне- и среднемагистральных воздушных судов и предприятие по их окраске, техобслуживанию и ремонту.
Как отметил Сергей Морозов, реализация этих проектов предполагает наличие постоянно действующего международного аэропорта. Ульяновск-Восточный нуждается в реконструкции, и в этом вопросе региональные власти рассчитывают на финансовую помощь федерального центра.
Эффективно. Безопасно. Денежно
Вторым направлением промышленной политики Ульяновской области Морозов назвал рост производительности труда. Он признал: региону оказалось сложно выполнить требование Минпромторга, чтобы принять участие в реализации соответствующего федерального проекта, но есть шансы войти в него в 2020 году. По словам губернатора, в ближайшее время вместе с предприятиями предстоит «придумать оптимальное решение для обеспечения роста производительности труда в тех отраслях, где мы ждем прорыва».
Направление номер три – рост объемов промышленного экспорта. В этом вопросе ульяновские предприятия могут рассчитывать на помощь профильного комитета Госдумы в получении федеральной поддержки, заявил Владимир Гутенев.
На днях стало известно, что Минпромторг и РЭЦ сокращают субсидию на вывоз экспортной продукции: если раньше она составляла 25% от цены контракта, то теперь – 7%. Как пояснил Гутенев, при этом будет расширяться номенклатура поддерживаемых товарных позиций.
Владимир Гутенев
«В прошлом году, когда к лету закончились деньги (кто первый встал – того и тапки), ряд предприятий не успели воспользоваться льготой. Это плохая практика. Это возможность тех, кто поближе к федеральному центру или обладает большой массой, оттянуть на себя ресурсы, которые государство зарезервировало для продвижения продукции на внешние рынки. Снижение процента на компенсацию затрат открывает новые возможности перед малым и средним бизнесом».
Четвертое направление региональной промполитики – цифровизация промышленности. В этом вопросе «локомотивами» развития называют УлГТУ и УлГУ, в числе индустриальных партнеров которых – DMG Mori, УАЗ, «Авиастар-СП».
Пятое направление – безопасность труда.
Сергей Морозов
«Какими бы ни были темпы автоматизации и роботизации, в нашей стране на заводах люди еще долго будут иметь дело с опасными для здоровья и жизни производствами. В Ульяновской области более 40 тысяч человек трудятся во вредных и опасных условиях.
2019 год – Год нулевого травматизма в Ульяновской области. Мы хотим привлечь внимание работодателей к этой проблеме, обеспечить переход к профилактическим и превентивным мерам, повсеместно выявить новые, современные методы оценки условий труда, переформатировать работу трехсторонних комиссий».
Наконец, направление номер шесть – борьба с бедностью. По итогам 2018 года уровень бедности в Ульяновской области достиг 18%. За четыре года показатель вырос на 6%. Региональные власти намерены пересмотреть программу «Забота», чтобы сделать помощь нуждающимся более адресной. Действенных шагов ждут и от бизнеса, напоминая ему про социальную ответственность, справедливое отношение к работникам и необходимость обеспечения достойной оплаты труда.