– В рамках реализации нацпроекта «Наука» мы пытаемся аккумулировать ресурсы всех вузов вне зависимости от их специализации и существующей конкурентной борьбы, интегрировать все имеющиеся ресурсы. Серьезные наработки есть в техническом университете, УлГУ, аграрном университете, УВАУ ГА. Несмотря на их разнонаправленность, мы пытаемся свести их воедино.
Наука – региону. Регион – стране
Звенья одной цепи
636 млрд рублей, предусмотренные в бюджете РФ на реализацию национального проекта «Наука», не дают регионам покоя. Из разных уголков страны в федеральный центр поступают заявки на создание научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов, научных организаций и промышленных предприятий.
Ульяновская область тоже включилась в этот процесс. На региональной конференции «Наука – региону» обсуждались направления, в которых может двигаться регион в рамках нацпроекта. Центр стратегических исследований обозначил потенциальных участников этого «движения». Например, вопросами координации научной и научно-производственной кооперации (иными словами, взаимосвязью науки и реального сектора экономики) в регионе занимается Агентство технологического развития. За координацию развития передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок отвечает Ульяновский государственный технический университет. А интеграция развития кадрового потенциала в сфере исследований и разработок возложена на Ульяновский государственный университет.
По его словам, потенциальными участниками нацпроекта в Ульяновской области помимо вузов являются ведущие предприятия и организации, такие как Mars, ABInBev Efes, Bridgestone, и организации-участники кластеров – к примеру, УАЗ, УМЗ, «Авиастар».
Прежде чем начать реализацию конкретных проектов, необходимо соединить все эти звенья в одну цепь. На сегодня в большинстве случаев ученые далеки от производства, а производство – от науки, считает Максим Светуньков.
– Вузовский работник, по большому счету, достаточно пассивно относится к результатам своих исследований: он свою работу сделал, а теперь кто-то должен заинтересоваться этим и внедрить. Проблема заключается в том, что не всегда предприятия реального сектора экономики осведомлены о том, что ученые уже сделали. У вуза может быть готовое универсальное решение, которое принесет предпринимателю много денег, но об этом никто не знает.
В Центре стратегических исследований заявляют, что могут взять на себя функцию по координации научных подразделений вузов и предприятий. Организация готова отправлять ректоратам запросы от предприятий, устраивать встречи ученых и производственников, информировать университеты об изменениях в нацпроекте.
Прорывные центры
2019 год уже идет, но в нацпроекте «Наука» пока много «белых пятен». Озвученные цели слишком широкие, а предлагаемые пути их реализации неоднозначные.
– Претензий и вопросов к национальному проекту «Наука» очень много, в нем есть противоречивые моменты. На федеральном уровне до сих пор нет понимания, как деньги будут передаваться в регионы и какие регионы будут в этом участвовать. В рамках нацпроекта обещают создание мощных научно-образовательных центров. Это передовые структуры, которые должны с одной стороны совершить прорыв в науке, а с другой стороны – провести ретрансляцию знаний и внедрение их в производство. Заявок на создание НОЦов было много. Мы к этому проекту подошли серьезно, так как за этими проектами стоит серьезное финансирование.
В соответствии с национальным проектом, в ближайшие три года в России планируется создать не менее 15 научно-образовательных центров. Пять из них должны заработать уже в этом году.
Как пояснил директор Агентства технологического развития Вадим Павлов, принципиальное отличие НОЦов от научных центров – в прикладном характере первых. НОЦы создаются для формирования кооперации с бизнес-структурами с целью дальнейшей коммерциализации.
– Результатом данных объединений должно явиться получение новых конкурентоспособных технологий, продуктов, осуществление подготовки кадров для решения научно-технических задач.
Ульяновская область, как сообщил глава АТР, готова создать на своей территории научно-образовательный центр в сфере возобновляемой энергетики – агентство формирует соответствующую заявку для участия в федеральном конкурсе.
– Мы полагаем, что у нас достаточно ресурсов, чтобы реализовать этот проект, – заявил Вадим Павлов.
Потенциал кластеров
Подспорьем для выполнения задач национального проекта «Наука» должны стать существующие в регионах кластеры.
– Понятно, что это больше искусственные образования, нежели объединения реально взаимодействующих организаций. Тем не менее, мы можем трансформировать наработки и решения в определенный экономический эффект, – уверен Максим Светуньков.
Звучат разные идеи по специализации НОЦев, которые можно создать в Ульяновской области, – от авиапрома до ветроэнергетики
Заявку на создание научно-образовательного центра сформировала Ассоциация организаций машиностроения «Автомобильный промышленный кластер Ульяновской области», в составе которой 20 участников, включая предприятия и вузы. По словам генерального директора ассоциации Марины Глуховой, кластер аттестован Минпромторгом РФ, что открывает его участникам прямой путь к получению поддержки на федеральном уровне. Желание участвовать в проекте создания НОЦа выразили два ульяновских университета и DMG Mori, добавила г-жа Глухова.
Вслед за кластером автомобилестроения аналогичную заявку планирует сформировать авиационный кластер. Территориально он относится не только к Ульяновской области: в него входят также Иркутская и Нижегородская области. Зарегистрированное в январе 2019 года АНО «Межрегиональный авиационный кластер» возглавляет Денис Барышников.
– Как было правильно отмечено, кластерные образования несут некую искусственность. Мы надстроечный орган, который формирует дополнительные сервисы для промышленных предприятий. Работая с нашей отраслью, мы столкнулись с проблемой: вся кооперация уходит за рамки региона. Внутри Ульяновской области сформировать кластер, который работает по реальному проекту, практически невозможно. Поэтому мы собрали кластер вокруг проекта МС-21, в нем участвуют три региона – Иркутская область, Ульяновская область, Нижегородская область. 12 предприятий, которые реально связаны кооперационными цепочками по производству этого самолета.
Но планируемый НОЦ будет иметь другую межрегиональную связку: Казань – Ульяновск – Самара. Именно эти регионы, а точнее их вузы – КАИ, УлГТУ и СГАУ, по мнению Дениса Барышникова, могут объединить компетенции для развития инноваций в авиастроении.
В Ульяновской области это компетенции в области композитных материалов.
В ближайшем будущем они будут востребованы не только в проекте МС-21, но и в проектах, связанных с водородными двигателями, электрическими самолетами и т.п.
– Мы можем выступить по ряду платформ технологических компетенций на стыке между регионами, сформировав здесь коммуникационный научно-образовательный центр, который свяжет эти вузы с промышленными предприятиями, – сказал глава Межрегионального авиационного кластера, добавив, что объединение усилий трех регионов увеличит шансы на вхождение в нацпроект.