– Поколение Х много времени проводило на улице. Поскольку родители были на работе, они с детства сами разбирались в этом мире. Они смотрели фильмы про космос и мечтали путешествовать. Поколение Y взрослело в условиях растущей экономики. Они освоили компьютер, но прежде всего компьютерные игры.
В фокусе миллениалы
Фото: pixabay.com
Здравствуй, племя младое! Незнакомое?
Не нужно быть экспертом для того, чтобы понять, что одно поколение не похоже на другое. Например, набор ценностей, которые действуют потом всю жизнь, у них разный. Так, люди, рожденные с 1960 по 1980 год (т.н. поколение X), амбициозны, недоверчивы к властям, обладают высокими интеллектуальными и творческими способностями. Их отличие – частые разводы и сокращение рождаемости.
Следом за поколением X (его представители сегодня занимают главенствующее положение на планете) идут «игреки», их называют поколением миллениума (millennials) – им сейчас от 25 до 35 лет, и они весьма не похожи на своих мам и пап, не говоря уже о бабушках и дедушках.
На поведение людей, родившихся в тот или иной период, влияет множество факторов, в том числе политическая, экономическая, технологическая, информа-ционная ситуация.
– По роду своей деятельности мне часто приходится общаться с поколением Y – это очень интересные и открытые люди. Главная черта поколения – мессенджеры, другой способ общения. Они стремятся к новым знаниям, развитию. Однако разнообразие огромного потока информации создает сложности с определением целей и выбором решения.
– Мне кажется, что объединение молодых людей в поколение Y сделано с большим размахом, чем оно того требовало: окончательное построение идентичности, личностное становление, связанное с выбором основных жизненных ценностей, ориентиров и принятие за них ответственности, происходит в подростковом возрасте, то есть запускается лет в 12 и заканчивается лет в 25-28. Но если посмотреть на нижние границы поколения Y, то это 1983 год, то есть их подростничество пришлось на «лихие 90-е», а у тех, кто родился в середине 90-х, на относительно благополучные и спокойные 2007-2008 годы. И верхняя граница переживает свой «подростковый бунт» прямо сейчас (родились в конце 90-х и в начале 2000-х). И это очень разные истории.
Мне больше нравится версия про то, что при ускоренном ритме жизни мы имеем смену поколений не через 10 лет, а через 2-3 года. И мои наблюдения за студентами за 28 лет педагогического стажа эту версию подтверждают. Поэтому те, кому сейчас 35, меньше отличаются от предыдущего поколения, чем от последующего, от тех, кому сейчас 21-25. Они больше ориентированы на традиционные ценности, это касается и работы, и семьи. А вот поколение «настоящих» миллениалов, на мой взгляд, отличается в этом гораздо сильнее. И мне кажется, что главное отличие этого поколения даже не в ориентации на другие ценности (больший индивидуализм, мобильность, толерантность к переменам и нестабильности и т.д.), а другой взгляд на чувство собственного достоинства, на самих себя и на то, какую ценность в первую очередь для себя они представляют. И это возросшее чувство достоинства позволяет им добиваться и требовать большего.
Игрек по-ульяновски
По данным компании Bloomberg, миллениалы составляют примерно 31,5% жителей планеты. Что касается Ульяновска, то по статистике городского Управления по делам молодежи, в областном центре сегодня проживает около 93 тысяч людей в возрасте от 14 до 30 лет, и около 68 тысяч от 31 до 35 лет.
– Вижу, как с каждым годом меняется молодежь, заметен реальный рост молодежной активности во многих сферах – в политической, общественной, социальной, культурной. На новом уровне состоялись выборы депутатов Молодежного парламента города, мы приступили к переформатированию проекта «Ночная мэрия» и ко многому другому. Собственно, ни одно крупное спортивное или культурное мероприятие невозможно представить без участия молодежи. А еще, на мой взгляд, ульяновской молодежи интересны вопросы волонтерства и добровольчества. И наше управление позиционирует это как одну из самых приоритетных задач. Важно, чтобы молодые люди не просто проводили с пользой время, но и были полезны окружающим. Только так нам удастся вырастить сознательного гражданина, ответственного человека, который уверенно смотрит в будущее и думает о том, как изменить мир и жизнь окружающих в лучшую сторону.
В отличие от своих родителей миллениалы позитивны и беспроблемны, они неагрессивны и осторожны, желают жить в зоне комфорта и не терпят серьезных неудобств. Однако от проблем в нашем непростом мире им не скрыться. Главные проблемы ульяновской молодежи связаны с жильем, трудоустройством. В поисках лучшей доли молодые кадры покидают родной регион, и тогда проблемы уже начинаются у территории…
– Сейчас молодежной политике уделяется все больше внимания, поддерживаются молодежные инициативы, власти демонстрируют свою заинтересованность в том, чтобы молодые люди оставались в Ульяновске. Важный аспект – ранняя профориентация детей. В январе 2019 года на базе школы № 72 открылся Центр профессиональных инсталляций. Идею поддержали УлГУ и «Авиастар». Впервые за четверть века в Ульяновске начали строить новые школы, активно ведется строительство детских садов, а это новые рабочие места. Помимо трудоустройства и жилья важно проработать тему организации досуга. Обсуждать тему востребованности ульяновской молодежи в экономике, в профессиональных средах важно и нужно. Чтобы молодежь чувствовала, что она нужна городу и горожанам.
Бриллианты уже не лучшие друзья девушек
Мировой потребительский рынок меняется на глазах, в лидеры вырвались цифровые Amazon и Alibabа. Изменились и сами потребители. Эксперты ISA провели исследование и выяснили, что сегодня важную роль на потребительском рынке играют два непохожих друг на друга поколения – пожилые и молодежь, с которой связаны основные надежды производителей, продавцов, создателей брендов.
– Безусловно, поколение миллениалов сейчас является, наверное, наиболее привлекательным. Во-первых, это возраст самого расцвета, миллениалы достаточно платежеспособны. Во-вторых, они активные пользователи информации, их легко «догнать» интернет-рекламой и в социальных сетях. Что важно учесть? Поколение Y – мультизадачные люди, их отличает знание языков. Им важен баланс работы и личной жизни. Зачастую покупки для них – формат личностного развития. Большое значение имеет образ марки, отзывы. Бизнес, который делает акцент на работу с миллениалами, должен вовлекать потребителей: искренние отношения важнее убедительной рекламы!
Эксперты утверждают, что миллениалы в отличие от их родителей редко совершают дорогие покупки – дома, автомобили, бриллианты. К «навороченным» смартфонам это не относится: представители первого цифрового поколения охотно берут кредит на новые гаджеты. А еще миллениалы, выросшие в конце прошлого века, не жалеют денег на развлечения и впечатления, в том числе на путешествия.
– Молодежь – основная часть подписчиков соцсетей моего агентства, поэтому я сознательно отказалась от сети «Одноклассники», – там аудитория старше. Отдельно нельзя выделить их вкусы и предпочтения, тут, скорее, особенность восприятия. У них уже есть понятие «городской стаи», они доверяют человеку с похожими взглядами, доверяют отзывам блогеров, каналу «Пятница» с их тревел-шоу «Орел и решка». Чистой рекламой их уже «не возьмешь». При этом среди них есть как «люди мира», готовые к экспериментам, самостоятельно бронирующие что-то, бегущие в агентство за горящими турами. А есть «консерваторы» – чиновники, производственники, силовики, которые выбирают тур заранее, вдумчиво, но также сначала в соцсетях. Берут как Турцию, Сочи, так и Тайланд, Кипр, Италию и т.д. Среди молодежи мало востребованы автобусные туры, санатории, отели без дороги. Это привычка старшего поколения – смирение с трудностями.
Игрокам потребительского рынка важно знать, что молодое поколение чаще предпочитает покупку аренде, больше доверяет компаниям, ведущим активную жизнь в соцсетях. Миллениалы активнее всех совершают покупки онлайн. И цена для них важнее качества. При этом они заботятся о своем здоровье, негативно относятся к вредным привычкам, следят за питанием. Многие «игреки» стараются регулярно заниматься фитнесом и спортом, покупают спортивные товары, одежду, инвентарь. А еще они ответственно относятся к домашним животным.
Как рассказали нам в компании MARS, «молодые люди больше других готовы брать питомцев из приютов, быть волонтерами. Такого же ответственного поведения они ждут и от производителей любимых брендов. По нашим данным, 48% представителей этого поколения предпочитают продукцию социально ответственных компаний. 42% даже готовы менять свои привычки ради пользы экологии».
По тоннельному пути
Пока самое большое влияние на мировую экономику оказывает поколение X, но уже в ближайшие годы на «игреков» будет приходиться значительная часть мирового кадрового рынка.
– Зная особенности поколения, его ценности, работодатель может сделать наиболее качественное предложение кандидату, сформировать сильный HR-бренд и такую культуру, в которой будет приятно работать.
– Порядка 40% соискателей Ульяновской области – в возрасте от 25 до 35 лет. В основном это представители сферы продаж (16,5%), специалисты производственной сферы (12%), административный персонал и IТ-специалисты – по 8%, а также представители транспортной сферы и бухгалтерии. – Половина соискателей претендует на зарплату 20-35 тысяч рублей. Зарплатные притязания 20% больше – 35-55 тысяч рублей. Что касается условий, то большая часть соискателей в возрасте 25-35 лет хотела бы работать на полной занятости. 13% предпочитают частичную занятость.
Что в первую очередь нужно знать работодателям? По данным исследования группы Hays, самые важные факторы для поколения Y – это интересная работа, гибкий график, современное и комфортное рабочее место, возможность самостоятельного принятия решений и широкий выбор дополнительных льгот.
– HR-специалистам необходимо использовать эту особенность и направлять ее в позитивное русло для развития работодателей. Например, предоставить возможность работать над новым интересным проектом, продуктом или сервисом. Один из самых важных приоритетов при выборе работодателя у миллениалов – возможность обучения и развития. Им важно, чтобы труд ценили, признавали и оплачивали соответствующим образом. Поэтому конкурентное зарплатное предложение будет сильно влиять на их решение о выходе на работу. Их мотивируют краткосрочные задачи, своевременная публичная похвала, атмосфера в коллективе, открытость и прозрачность, мультимедиакоммуникации. Они ждут от руководителя лидерства и распределения задач (последнее является исключительно российской особенностью). Ценят в лидерах справедливость, умение мотивировать других, знания и опыт, уверенность и решительность. Хотят получать четкие и конкретные задачи. Выделю пять самых привлекательных поощрительных факторов: базовый оклад, наличие бонусов, размер отпускных, гибкий график и возможность работы из дома. Представители этого поколения с легкостью переезжают в крупные города или за границу.
– Они быстро улавливают, где можно получить более выгодные условия работы, услуги. Любят комфорт. Думаю, что карьерный рост для них не важен. Занять место в «кожаном кресле» и стать большим директором для них не конечная цель.
– Наблюдая за своими сотрудниками, вижу в молодых некую аморфность, – люди не хотят видеть дальше своего носа, у них мало амбиций. И хотя я готова развивать своих сотрудников, многие из миллениалов идут по «туннельному» пути, мало смотрят по сторонам. Кто-то и вовсе ушел на вольные хлеба – во фрилансеры: не очень хотят работать, но жить на что-то надо, вот и пробиваются разовыми заказами.
Поколение миллениалов выросло в эпоху интернета, социальных сетей, цифровой экономики, поэтому у них нет ощущения границ, они умеют выстраивать отношения удаленно, предпочитают работать на гибких условиях.
– Поэтому важно проговорить зоны ответственности, правила коммуникации, методы оценки результатов работы. Еще одна особенность молодых – переоценка своих способностей: они хотят получать выгоду здесь и сейчас. Поэтому важно погружать их в реальность, обучать, раскрывать потенциал. А вознаграждение должно быть быстрое, максимум квартал. Ставьте сверхцели, дайте понимание и веру в то, что они могут изменить мир! Продайте им идею работать в вашей компании и приносить пользу миру!
Z наступает на пятки
На III форуме деловых женщин подвели итоги регионального конкурса бизнес-проектов. Первой вышла получать награду создательница тайм-кафе «Теплый кот» 27-летняя Софья Митина.
– Среди моих друзей много желающих открыть свое дело, у молодежи нет особого желания работать «на дядю», однако по факту мало кто решается реализовать бизнес-идею. Людям мешает страх прогореть – «а вдруг не получится!», не все рискуют влезать в кредиты. Я открывала дело, аналогов которому не было в Ульяновске, поэтому была более уверена в себе. Если нет оригинальной идеи в голове – не каждый рискнет открывать очередной ларек. Поддержка близких тоже очень важна. Мне повезло: мой муж, который также любит кошек, поддерживал меня морально и материально.
Эксперты отмечают, что поколение Y, то есть те, кто сейчас вышел на рынок труда, менее склонно к реализации собственных бизнес-проектов.
– Как профессионалы они формировались в неустойчивой внешней среде под прессингом мощного информационного потока. В связи с этим им присуща высокая техническая грамотность, ориентированность на немедленное получение вознаграждения за результаты работы, узкая специализация и расстановка жизненных приоритетов в сторону отказа от преодоления препятствий. При этом они высокоработоспособны, имеют глубокие ценности, но, скорее всего, предпочтут работать не на себя, а «на дядю», что с точки зрения бизнеса, совсем не плохо: хороший исполнитель намного лучше идейной «звезды».
По статистике, порядка 11% россиянмиллениалов уже работают на себя, 76% заинтересованы в открытии собственного бизнеса в будущем или даже видят это главной целью своей карьеры. Поэтому, без сомнения, у «игреков» достаточно высок предпринимательский потенциал.
– С точки зрения предпринимательства поколению Y больше интересен посреднический бизнес, когда нет никаких рисков, связанных с производством, ответственностью.
Пока власть, работодатели, производители, торговля разбираются с миллениалами, «на подходе» уже поколение Z – те, кому сейчас 15-20 лет. Уже через три года его представители составят 20% рабочей силы на планете. А активными потребителями товаров и услуги «зеты» являются уже сейчас. Поэтому нужно учиться говорить с ними на одном языке.