Маргарита Даншина: «Уходить в «подполье» – не выход»
Фото: Екатерина Эйрих
– Маргарита Ивановна, что вы, как опытный предприниматель, вкладываете в понятие «деловой климат»?
– Это внешняя среда вокруг бизнес-единицы! Благоприятный деловой климат – это растущая экономика, мотивация и популяризация предпринимательства, инвестиционные программы, правовая и налоговая поддержка, образовательные бизнес-программы, государственная поддержка.
– Что скажете о главном факторе – экономике?
– Продолжаю отмечать падение статистик в различных сферах, касающихся нашего качества жизни: это и падение внешних и внутренних оборотов торговли региона, снижаются вложения в здравоохранение, физическую культуру и образование, еще ниже затраты на организацию отдыха и санаторно-курортного лечения. И это уже конечные индикаторы качества жизни людей. Многие взаимосвязанные процессы ведут к необратимости существующих механизмов в экономике. Очень жестко рыночная экономика завоевывает региональный потребительский рынок Ульяновской области.
Как производная слабой экономики – низкая мотивация предпринимательства. Малый бизнес имеет сегодня чаще вынужденный характер. Мотивирует к самостоятельности либо отсутствие рабочих мест по специализации, низкий уровень зарплат по найму, либо нежелание работать на кого-то, свободный график труда для молодых семей и другие социальные барьеры.
«В деловой среде региона наблюдается усталость, нежелание развиваться и масштабировать свой бизнес. Отсутствует нормальная кадровая политика: предприниматели строят бизнес, как наемники…»
– А что не так с инвестиционными программами для малого бизнеса?
– Государство продолжает искать пути и создает новые условия «игры», что приводит к нестабильности процессов ведения бизнеса. Изменения невозможно проследить и быстро к ним приспособиться. Государство считает предпринимателя образованным, проактивным, организованным, а это в условиях «вынужденности» не подтверждается. Чаще всего инструментами для ведения бизнес-процессов являются:
- расчёт краткосрочного финансирования и базовых показателей;
- доходы\расходы чаще в голове собственника, иногда, на бумаге;
- оцифровка бизнеса – это скорее уникальность;
- точка безубыточности далека от реальности, часто является неожиданностью для самого предпринимателя….
Как итог – низкая степень адаптивности малого бизнеса к новым условиям и отторжение инвестиционных программ и законодательных инициатив государства.
Отсутствие стратегии в бизнесе и неучитывание факторов риска (рост тарифов, введение новых налогов и пр.) ведет к невостребованности каких-либо программ поддержки государства и региона.
– Ваше мнение по поводу налоговой и правовой поддержки?
– Я ощущаю резкое наращивание налогового бремени со стороны государства – это и налог на имущество с кадастровой оценочной стоимости, нормативные расценки «мусорной реформы», рост коэффициентов налога с бизнеса… Отчетность усложнена и невозможна без найма бухгалтера, штрафы за «несдачу» зашкаливают, новые законы или изменения старых влекут за собой затраты по переоформлению внутренних документов.
Судебная защита для малого бизнеса сегодня – дорогое удовольствие, при возникновении проблем собственник предпочитает уйти в «подполье» или закрыть дело. Этот «выход» не отвечает интересам ни собственника, ни государства.
А самым эффективным способом развития бизнеса является наличие административного ресурса.
– Коротко скажите о бизнес-образовании, конкуренции и популяризации предпринимательства.
– Считаю, что в регионе недостаточно институтов современного образования, отвечающего потребностям рынка. Чаще вижу устаревшие программы, ориентированные на продукт в прошлых условиях дефицита. Коуч-программы современных спикеров для предпринимателя стоят непомерно дорого, часто недоступны.
«Интересы корпораций защищены государством, конкурировать невозможно. Последние индексы/коэффициенты «мусорной реформы» – яркое доказательство пролоббированных интересов даже в нашем регионе»
В свою очередь, популяризация предпринимательства в регионе представлена хорошо. Видим внимание губернатора к бизнесу, желание сделать площадку не хуже, чем в Европе и Азии: проводятся форумы, у местных предпринимателей есть возможность обучиться по президентской программе, авторским выездным программам, активность и внимание женского участия в малом бизнесе поощряется.
Оценка государственных институтов по поддержке малого и среднего бизнеса есть, но как эти структуры работают, почему отчитываются только руководители этих центров, а сами предприниматели по сарафанному радио об этом не распространяются? Почему не организован опрос среди граждан? Без независимой оценки, обратной связи потребителей рынка товаров и услуг нет эффективной популяризации.
И где лучший опыт? Может быть, для конкурсного отбора лучших предпринимателей включить еще одно условие – по заданию администрации внедрить свой опыт на проблемном объекте? Тогда эффект усилится многократно. Тогда реальная оценка своих успехов даст синергию у соседей – усиливай сильное. Это же условие можно поставить в получении грантов. Меньше случайного и корыстного будет в этих программах государства.
– Какие еще выскажете предложения?
– Необходимо вкладываться в бизнес-образование, реально создавая конкуренцию на этом рынке услуг – без административного ресурса. Именно по обратной связи судить уровень подготовки, причем делать это уже среди поколения Z, – то есть начиная со школы. Так поступает МГИМО – приезжая на площадки школ и рекламируя свою область профпригодности. А нам нужны финансовые и экономические знания, современные технологии маркетинга, рабочие инструменты на рынке товаров и услуг. Выявлять и тиражировать лучший опыт в этой области.
Поддерживать особо качественные товары и услуги, которые для области являются востребованными. Приводить в область уникальные управленческие решения, например, Пензенской, Белгородской областей и других активно развитых регионов. Давать преференции местному предпринимательству, чтобы успевало конкурировать с соседними регионами и на своей земле подниматься.
Руководству региона надо смотреть на стратегическую перспективу.
Необходимо восстанавливать тесные экономические выгодные для области связи с соседними регионами. Уже сами предприниматели образовали свой профсоюз, продвигают ульяновский бизнес в пяти уже включившихся регионах, есть очень интересные результаты. И есть задумка развить на все районы города эту площадку.