Елена Дыбова: «Пока власть чиновников выше власти бизнеса, развития в стране не будет»
Фото: ТПП РФ
«Государственная машина наехала на бизнес»
Одним из спикеров весенней сессии конкурса региональной финансовой журналистики «Рублевая зона» в этом году стала вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Елена Дыбова. Начав свое выступление перед журналистами, она подчеркнула, что сама больше 20 лет занимается бизнесом, а потому предпринимательские «боли» ей близки и понятны.
«Спустя десять лет после начала предпринимательской деятельности я почувствовала, что становится все тяжелее. Государство потихоньку развернулось в сторону бизнеса, нас стали нагружать – что-то явно пошло неправильно. Сейчас уже вся государственная машина наехала на бизнес, – считает Дыбова, – Я думала, что приду в Торгово-промышленную палату бороться, и это кому-то поможет. Сейчас понимаю, что справиться с давлением государства без объединения усилий всего предпринимательского сообщества – а оно у нас не очень большое – практически невозможно».
«Бизнес не нужно учить, ему нужны деньги»
Елена Дыбова прокомментировала нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», по которому она возглавляет общественно-деловой совет. Проект, напомним, рассчитан до 2024 года, его бюджет составляет 481,5 млрд рублей, из которых 416,2 млрд рублей – средства федеральной казны.
«В рамках национального проекта государство выделяет сумасшедшие деньги. А дальше оно говорит: «Мы для вас создадим единую цифровую платформу». Забыв спросить: а она нам нужна? «Мы для вас обучим пять тысяч команд тренеров, они будут вас учить». А нас надо учить? Вы нам денег дайте! Или дальше: «Мы для вас проведем 700 тысяч тренингов». А кто пойдет на эти тренинги? Все с ног на голову. Сначала с нас собрали деньги, а потом на них создали инфраструктуру поддержки», – рассуждает вице-президент ТПП.
По данным палаты, в России 37 институтов поддержки бизнеса на федеральном уровне (включая Корпорацию МСП, Фонд развития промышленности, Российский экспортный центр и другие) и свыше 700 на региональном.
«Тех, кто поддерживает малый бизнес, больше, чем самого малого бизнеса. Это огромный государственный аппарат, который содержится на наши деньги и занимается непонятно чем», – подчеркивает Дыбова. И приводит пример: годовой бюджет одного из региональных центров поддержки экспорта составляет 14 млн рублей, из которых 11,5 млн рублей тратят на содержание аппарата, а на оставшиеся деньги проводят тренинги для предпринимателей.
«Все считают, что бизнес нужно учить. Когда я начинала бизнес, я не знала, что такое бизнес-план. Возможно, именно поэтому мой бизнес и состоялся. Я просто знала, что нужно идти и работать. Когда ты входишь в эту историю, ты начинаешь учиться и сам понимаешь, чего тебе не хватает»
По мнению Елены Дыбовой, в России нет условий для качественного рывка, о котором заявил президент, – довести число работающих в сфере МСП до 25 млн человек. Потому что из 6 млн официально зарегистрированных субъектов малого и среднего бизнеса реально работающими компаниями, по оценке Дыбовой, являются около 500 тысяч. При этом основная юридическая форма – микропредприятие, то есть предприятие со штатом не более 15 человек. «Я не испытываю иллюзий по национальному проекту и никакого «взрыва» не жду», – добавляет спикер.
«Онлайн кассы – удавка для бизнеса»
Елена Дыбова называет ошибкой обязательное требование применять ККТ. Предприниматели к этому не готовы ни технически, ни финансово. По ее словам, в Японии только 42% предпринимателей пользуются онлайн-кассами, а остальные выписывают чеки от руки. «И государство там не нервничает по этому поводу, потому что для него главное – чтобы люди работали и приносили деньги в экономику. Маниакального стремления посчитать каждый «вдох-выдох», который сделал бизнес, ни в одной развитой стране нет», – заявляет г-жа Дыбова.
Стоимость онлайн-кассы, которая в разных регионах колеблется от 30 до 120 тысяч рублей, для малого бизнеса часто неподъемная. «Мы предложили «выключить» хлеб, маржинальность которого составляет 3%, в малой и нестационарной торговле. Но нам отказали, аргументировав тем, что хлеб – социально значимый товар, и государство должно знать цены на него в регионах. Мой ответ: если вы хотите, чтобы бизнес выполнял функцию статистики, дайте ККТ предпринимателям за счет государства. Чем проводить сто тысяч тренингов, лучше раздать онлайн-кассы», – настаивает вице-президент ТПП.
Аналогичным путем нужно пойти и в вопросах отчетности, считает она. «Основная форма бизнеса в России – это микро. Чтобы его поддержать, ему нужно бесплатно предоставить электронную подпись и программу для бухучета. У нас все по-другому: зарегистрировал компанию, ни рубля не заработал, а требований уже масса».
«За семейным бизнесом в России будущее»
ТПП активно продвигает тему поддержки семейного предпринимательства, которой, как считают в палате, в нашей стране нет. Общественное объединение ратует за введение семейных патентов, упрощение отчетности для такого бизнеса, запуск отдельного налогового режима и инструментов финансовой поддержки.
Палата предлагает законодательно закрепить понятие семейного предприятия. У нее есть свой вариант определения: это субъекты МСП, где члены одной семьи владеют 100% долей в уставном или складочном капитале организации. Под членами семьи понимаются супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, дедушки и бабушки каждого из супругов, братья и сестры родителей каждого из супругов. Один из членов семьи является единоличным исполнительным органом такой организации. Не менее одного работника – члена семьи – должно быть оформлено в штат.
«В России много семейного бизнеса, и это неправильно, что его никто не поддерживает. У нас нет навыков наследования, мы не знаем, как делить бизнес. Семейное предприятие – это предприятие другого уровня. Я абсолютно уверена, что ними в России будущее. Потому что начинать бизнес одному страшно, другое дело – когда рядом есть родное плечо», – поясняет г-жа Дыбова.