В Дрезден, к «Сикстинской Мадонне»
Фото: Ольга Ронжина
История поисков. Часть I
Говорят, что американцы во время II Мировой войны внесли Дрезден в список городов, которым была уготована участь Хиросимы и Нагасаки. Но потом, вроде как, одумались. На город не сбросили атомную бомбу. Но его стерли с лица земли ковровыми бомбардировками.
Всем известно, что англо-американская авиация 13-15 февраля 1945 года нанесла Дрездену такой кромешный бомбовой удар, что в центре города от зданий остались одни руины. Были, в полном смысле слова, горы трупов. Погибло около 35 тысяч человек.
И еще все, наверное, знают, что офицеры и солдаты Красной армии, занявшей Дрезден, в старых штольнях на границе Германии и Чехословакии отыскали шедевры из картинной галереи, спрятанные фашистами.
Но задумайтесь о том, как в чужой стране, во вражеском стане, можно было всего за сутки отыскать тщательно спрятанные картины, которым нет цены? Это действительно интересная история!..
Дрезден сегодня
Театральная площадь, с которой начинается знакомство со Старым городом, строга, просторна и красива. Здесь сошлись основные достопримечательности города. Посередине плаца установлен конный памятник Иоганну Саксонскому (правил с 1854 по 1873 гг.). Известен он не только как король Саксонии, но и как литератор, который перевел с греческого на немецкий «Божественную комедию» Данте.
Если стоять лицом к памятнику, то слева – пышное здание оперного театра (Оперы Земпера, как принято его называть в Дрездене по фамилии архитектора). Венчает Оперу бронзовая колесница. В нее впряжена четверка пантер. Правят квадригой Дионис и Ариадна.
Сам театр был полностью разрушен в 1945 году и, восстановленный, принял первых зрителей только в 1985-м. Колеснице же повезло больше. Она была изготовлена перед самой войной. Но ее тогда не стали поднимать на крышу: побоялись, что не выдержат перекрытия. Квадригу установили в холле первого этажа. Во время бомбардировки она была засыпана обломками здания и пострадала не очень сильно. После восстановления Оперы скульптурная группа заняла свое место на высоте.
Напротив театра – массивный кафедральный католический собор со статуями святых евангелистов, установленных в нишах фасада. После бомбардировки, как и в других разрушенных исторических зданиях, его оставшиеся фрагменты были тщательно пронумерованы и вывезены за город. При восстановлении собора эти обломки заняли свои места в новой кладке. Теперь они немного отличаются от новодела по цвету.
Рядом с собором – западный флигель Дрезденского замка-резиденции саксонских курфюрстов и королей. Именно в нем разместился музей «Зеленый свод» – хранилище драгоценностей.
За спиной у нас остается вход в картинную галерею. Мы в нее вернемся. Но пока идем на набережную. До сих пор этот красивый архитектурный ансамбль, частично созданный в XVI веке, частично перестроенный в XIX-м, называется Террасой Брюля – по распоряжению этого графа здесь началось строительство фортификаций. С начала XIX века набережную также называют «Балкон Европы». На «балконе» очень уютно. Широкая панорама светлой и спокойной Эльбы, мостов, соединяющих ее берега, вид на шпиль храма и богатую архитектуру на другом берегу реки – все это навевает спокойствие и умиротворенность.
И еще здесь разбит необычный сквер, в котором растут перевернутые «вверх ногами» липы. Есть в Европе такая традиция. Сажают липы. Когда они достигают пятилетнего возраста, их выкапывают и переворачивают: ветки становятся корнями, а корни – ветвями. Деревья продолжают расти, но кроны у них получаются горизонтальными и узловатыми – очень странное впечатление. Пожалуй, больше всего это похоже на «дракучую иву» из «Гарри Поттера».
История поисков. Часть II
…Весной 1943 года в Красной армии были созданы особые подразделения – трофейные бригады. В 45-м, уже на территории Германии, они в основном занимались сбором боевой и гражданской техники. Вывозили оборудование целых заводов. За годы войны было собрано 24615 немецких танков и САУ, десятки тысяч единиц оружия, миллионы патронов, а также вывезено 74493 вагона стройматериалов и «квартирного имущества»: 60 149 роялей, пианино и фисгармоний, 458 612 радиоприёмников, ковры, мебель, часы, посуда, одежда и обувь, продовольствие. В том числе золота, серебра, платины — 174 151 килограмм и 24 вагона музейных ценностей.
Наши войска начали штурм Дрездена утром 7 мая 1945 года. Этажи сохранившихся зданий были буквально «нашпигованы» эсэсовцами, вооруженными автоматами и фаустпатронами. Тяжелые уличные бои шли до вечера 8 мая. В этот же день, как только был освобожден от врага центр Дрездена, приступила к работе трофейная бригада 5-й гвардейской армии 2-го Украинского фронта. Командующий этим фронтом, маршал И.С. Конев поручил поиски картин младшему лейтенанту бригады, художнику Леониду Наумовичу Рабиновичу, дав ему в подчинение несколько бойцов. В группе была также искусствовед из Москвы Наталья Соколова. Если бы не эти люди, увидели бы мы коллекцию такой, какой она представлена сейчас?
После войны известный украинский художник и писатель Л. Рабинович под псевдонимом Леонид Волынский опубликовал книгу «Семь дней» о поисках сокровищ Дрезденской галереи.
«Из-за поворота, – писал автор, – навстречу вырывается мотоциклист. Поравнявшись с нами, он резко снижает скорость и, махнув рукой, успевает крикнуть: "Сикстины в Дрездене нет!"» В Дрездене нет! И все же группа на всякий случай проверяет подвалы здания галереи. Запрашивает данные военной разведки. Ничего! Где же теперь искать картины? С чего начинать? Леонид Наумович хорошо говорит на немецком. Он расспрашивает местных жителей о судьбе картин. Но дрезденцы не особо хотят открываться русскому офицеру. И только хранительница собрания скульптур, Альбертинума, высказывает предположение, что сокровища во время секретной операции в январе 1945 года могли перевезти в здание Академии, что на берегу Эльбы.
Подвал разрушенной Академии пуст. Но на части стены – свежая штукатурка. Прорубают отверстие. Там – зал, а в нем – скульптуры Альбертинума. И еще – ящики с толом и детонаторы, от которых провода идут наружу. Зал тщательно заминирован. Вызывают саперов. Те обезвреживают взрывчатку. Скульптуры спасены. Но картин в подвале нет. Уже уходя, Рабинович открывает неприметный шкафчик в углу зала. Достает какие-то документы. И понимает: это – карта местности, где спрятаны живописные полотна.
Хотя неясен смысл обозначений «PL» и «T», но на карте видно, где эти точки: одна – около города Мариенберга, другая – в 30 км к югу от Дрездена...
Лошадь на десятом этаже
От Террасы Брюля мы углубляемся в город. Справа – солидные постройки Замка-резиденции с его дворцами, церковью, Сторожевой башней. Останавливаемся около «Георгиевских ворот». На тридцатиметровой высоте скульптор выполнил объемный барельеф конной статуи герцога Георга Бородатого. Красиво и оригинально. Но хочется отойти подальше – не дай Бог чего…
А вот ворота, их охраняют статуи двух саксов – предков современных жителей Саксонии. Могучие воины с колчанами, полными стрел. Лица – суровые. Видимо, не особенно мягкий был народ.
На внешней стороне стены Длинной галереи плиткой из знаменитого мейсенского фарфора выложено панно «Шествие князей». Сначала, в 1872-1876 годах, к 800-летию рода Веттинов, эту конную процессию изобразил живописец Вильгельм Вальтер. Она была выполнена черно-белой, в итальянской технике сграффито, сочетающей в себе рисунок и барельеф, когда сначала наносятся два или больше разноцветных слоев штукатурки, а потом по ним процарапывается рисунок. Однако уже к началу XX века роспись стала портиться, и ее перенесли на плитку.
Панно «Шествие князей»
На панно, которое длиной 120 метров и высотой 10,5, изображены все 34 саксонских маркиза, герцога, курфюрста и короля, правивших с 1127 по 1873 годы. Рядом с правителями еще 59 человек – свита, а также крестьяне, ремесленники, солдаты, художники и ученые. Специалисты утверждают, что изображения имеют удивительное портретное сходство с оригиналами, а одежда и вооружение до мелочей совпадают с эпохой правления каждого Веттина.
История поисков. Часть III
…В ночь с 8 на 9 мая маршал Г.К. Жуков вместе с представителями Англии, США и Третьего рейха подписывает договор о безоговорочной капитуляции Германии. Победа!
Но утром 9 числа группе Рабиновича не до празднования. Их машина мчится к одной из точек, указанных на карте. Вокруг – чистое поле. Должен же быть хоть какой-то знак, отмечающий тайник! Но никакого знака нет. Вон вдали небольшой лесок. Идут туда. И находят заваленный огромными камнями вход в старую каменоломню. Руками завал не разобрать. Готовят толовые шашки. Взрыв! И перед бойцами открывается длинный тоннель (вот что значила буква «Т»). В конце его – что-то вроде большой пещеры. А там сложены картины. Приборы, оставленные немцами для поддержания определенной температуры и влажности, за три с половиной месяца вышли из строя. Подземные воды подмочили рамы. По холстам пошла плесень. Перед глазами участников поисков предстало множество живописных шедевров. И, наконец, из штольни выносят на свет большой ящик. Аккуратно отпирают замки. «Сикстинская Мадонна» Рафаэля! Все бойцы, участвующие в погрузке, собираются посмотреть на нее.
На картине – молодая женщина, босиком скользящая по облакам. Она несет на руках ребенка, очень похожего на нее саму. Взгляд у нее такой тревожный и молящий, что, однажды увидев эти глаза, вовек их не забудешь…
И тогда все военные, один за другим, невольно снимают перед Мадонной фуражки и пилотки и замирают, потрясенно разглядывая полотно.
Рабинович срывается с места и мчится доложить маршалу Коневу о находке.
«Я приказал немедленно произвести дополнительную проверку и вызвать батальон для охраны сокровищ», – писал в воспоминаниях И.С. Конев.
Другую половину коллекции группа Л.Н. Рабиновича нашла во втором тайнике – между деревнями Покау и Легенфельд («PL»). В полузатопленной известняковой шахте погибали от грибка и влаги около 350 картин, в том числе «Автопортрет с Саскией» Рембрандта, «Святая Инесса» Риберы, «Спящая Венера» Джорджоне, «Динарий кесаря» Тициана. Затем в одном из замков нашли коллекцию графики из Дрезденской галереи. Через некоторое время все картины были отправлены в Москву специальным поездом под усиленной охраной.
Десять лет в Москве, Ленинграде и Киеве шли работы по реставрации этих картин. В 1955 году коллекция была возвращена в ГДР. Но перед отправкой в столице состоялась большая выставка шедевров, которую могли увидеть тысячи жителей СССР.
Дворец Цвингер
Обойдя центр города по кольцу, мы возвращаемся к Картинной галерее, только с другой стороны – с внутренней площадки дворца Цвингер (что значит расположенный между двумя крепостными стенами, как это на самом деле было при его создании). Ах, галантный XVIII век! Ах, причудливое барокко! Бассейны, фонтаны, клумбы. Богато украшенные павильоны и арки, отражающиеся в воде. Красивые вазоны, статуи, лепные украшения. И, конечно, огромная царская корона над воротами, от которой трудно отвести взгляд.
Вдруг над площадью раздаются сказочные звуки нежной мелодии. Это заиграли часы – неотъемлемая принадлежность и гордость Цвингера. И сами часы – из фарфора, и рядом с ними сорок фарфоровых колокольчиков, которые вызванивают мелодию каждые 15 минут. Точь-в-точь челеста!
В Цвингере, кроме картинной галереи, расположены еще два музея: Физико-математический салон и Музей фарфора.
Галерея старых мастеров
В Дрезденской галерее – 750 картин. Развеска – очень своеобразная: не по времени, не по художникам, а по темам. Это создает своеобразную интригу. Например, выставлены русские портреты XVIII века. И вдруг рядом с ними – «Шоколадница» Жана-Этьена Лиотара. Так и хочется подойти к ней и по-детски потрогать пальцем: неужели действительно пастель, а не масло? Но она под стеклом, на довольно большой высоте. К тому же смотрителями здесь работают в основном крепкие мужчины, а не бабушки. Выведут в один миг. Хотя – фотографируй, сколько хочешь (только, конечно, без вспышки).
Никто не мешает постоять перед полотном, полюбоваться, подумать. Лиотар. Ни современники, ни потомки так и не узнали точно, какую женщину изобразил он в образе очаровательной служанки. Эта тайна живет с середины XVIII века.
А вот, тоже совершенно неожиданно, среди милых пейзажей, – «Спящая Венера» Джорджоне. Кто-то из великих говорил про неё: каким, мол, окажется взгляд этой женщины, если она вдруг поднимет веки? Вариантов тысячи и – ни одного. Сон Венеры глубок, и веки ее не дрогнут, готовые открыться…
Людской поток влечет нас к самой знаменитой картине галереи – рафаэлевой Мадонне. Перед ней гул стихает. В зале – абсолютная тишина, кажется, что люди перестают дышать. Она – такая, как на всех бесчисленных репродукциях, и совсем не такая. Не столь яркая. И более сдержанный, чем на распечатках, колорит немного отдаляет Мадонну от зрителя. У нее есть еще время на несколько шагов, прежде чем она приблизится. От картины разливаются по залу какой-то неопределимый свет и тепло. Чудо! И слова здесь совсем ни к чему…