Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Рынок ИТ в новых условиях

В каких сегментах IT-бизнеса сегодня проще всего заработать? Какие специалисты на вес золота? Как конкурируют между собой игроки рынка? И влияют ли них политические события? Отвечают владельцы и топ-менеджеры российских IT-компаний.

Фото: pixabay.com

Прибыльные направления


Дмитрий Рогов

директор по технологическому развитию компании «АйДи – Технологии управления»

– Сегодня можно выделить три основных направления на IT-рынке в России, где наблюдается стабильный рост показателя прибыльности. Первое – это все, что связано с разработкой и внедрением инфраструктуры для госзадач – продажа аппаратной части, создание специализированного ПО (например, недавно выстрелила компания, разработавшая решение для анализа трафика в целях выполнения требования закона в сфере безопасности интернета). Данный тренд отражает спрос на альтернативы западным продуктам и дает большую прибыль из-за масштабности проектов на территории всей страны.

Второе направление – комплекс передовых IT-технологий (big data, blockchain, machine learning и так далее). Лица, принимающие решения в госорганах, осознали важность их применения, например, в тех областях, где есть большой поток данных от населения. Прибыль могут обеспечивать проекты по обработке массивов данных, от приема заявок от населения и анализа транзакций контрагентов с помощью блокчейна до запуска юридически значимого электронного документооборота.

Третье прибыльное направление – все, что связано с информационной безопасностью и лицензированием деятельности. Этот тренд помог сформировать целый рынок лицензирующих и сертифицирующих компаний.


Владислав Петренко

руководитель проектной группы компании ICL Services

– На мой взгляд, самыми прибыльными нужно считать отрасли с наиболее быстро растущим спросом на специалистов. На данный момент можно выделить «большую тройку» – мобильная разработка, machine learning (big data) и облачные технологии.

Если мобильная разработка на слуху уже давно, то ML и cloud получили огромный скачок в последние несколько лет. Согласно порталу hh.ru, количество вакансий для специалистов по ML в 2016 году увеличилось почти в три раза по сравнению с 2015 годом – с 275 до 775. А за последние четыре года встречаемость вакансий с упоминанием хотя бы одной из аббревиатур – SaaS, IaaS или PaaS – выросла почти в четыре раза.


Андрей Шолохов

партнер Strategy Partners, руководитель «Центра цифровой трансформации»

– Основной тренд последних пяти лет в IT-отрасли – это переход от продажи «владения» IT-продуктом к его аренде. Это происходит как в части аппаратного обеспечения (от продажи серверов к продаже инфраструктуры как услуги), так и в части программного обеспечения (от продажи бессрочных лицензий к продаже подписки на ее использование). Для IT-вендоров это означает уход от модели экстенсивного роста за счет новых клиентов к более прогнозируемым денежным потокам за счет устоявшегося рынка.

Кстати, это не всегда плохо для потребителей, поскольку такой подход позволяет платить только за используемые ресурсы, в минимальной степени тратить средства и усилия на обслуживание инфраструктуры, стремиться быстрее внедрять купленное программное обеспечение, использовать операционные, а не капитальные бюджеты.

Дефицитные специалисты


Дмитрий Рогов
директор по технологическому развитию компании «АйДи – Технологии управления»

– Ситуацию в кадровом срезе на российском рынке ИТ можно описать как всеобщий дефицит. Нужны все и всегда. Отмечу спрос на специалистов по мобильной разработке (iOS, Swift), frontend-разработчиков, а также специалистов по модному стэку технологий (blockchain, big data, machine learning), где крайне востребовано владение языком Python. Инвесторы поняли ценность этих технологий, в связи с чем возник спрос на специалистов, к примеру, по нейросетям, которые ограничены количеством сильным математиков в стране, поскольку эти задачи требуют очень специфического образования на продвинутом уровне и умения писать код.


Эдуард Коваленко
директор по развитию бизнеса группы компаний Softline в ПФО

– IT-рынок на данный момент не испытывает дефицита в разработчиках и технических специалистах. Наиболее дефицитными кадрами являются высококвалифицированные специалисты по информационной безопасности и архитекторы, способные построить комплексную модель проекта. Нет проблем в том, чтобы найти «рабочие руки», которые реализуют задачу любой сложности, а вот профессионалы, обладающие видением, как соединить все составляющие проекта между собой, – на вес золота.


Андрей Шолохов

партнер Strategy Partners, руководитель «Центра цифровой трансформации»

– Если говорить о рынке технических специалистов, то всегда будет ощущаться недостаток грамотных профессионалов, готовых работать за приемлемые для бизнеса деньги. Такие специалисты оказываются в успешных компаниях (IT, банковская сфера, нефтегаз, телеком, металлургия), которые иногда буквально «пылесосят» рынок, или в компаниях, поставляющих услуги на внешний рынок. Нельзя забывать и об эмиграции квалифицированных кадров. Поэтому всегда будет ощущаться диспропорция между такими крупными центрами, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Томск, и остальными регионами, а также между «богатыми» и «бедными» секторами современной российской экономики.

А вот кого в России точно в избытке, так это специалистов по продажам IT-технологий с опытом работы в «жирные» годы, в том числе и в международных компаниях. В нынешние «тощие» годы их навыки, к сожалению, очень часто не востребованы рынком.

Конкуренция


Артур Латыпов

руководитель SEO Интеллект и StudioF1

– Внутренний рынок сильно разогрет. Появилось множество амбициозных молодых команд, многие SEO-специалисты и маркетологи открыли свой бизнес. Появился демпинг, обесценивается труд специалистов разных направлений. Причем зачастую даже не пытаются просчитывать рентабельность: когда в команде один человек, такая цена кажется вполне естественной, но вырасти такая команда не способна.

Например, для успешного продвижения проекта на старте нужно минимум 40 часов работы SEO-специалиста, 20 часов специалиста по контексту, 15 часов работы вебмастера и программиста, пять часов project-менеджера, два часа работы руководителя отдела продвижения. Суммарно это 82 часа. При стоимости часа квалифицированного специалиста 1200-1700 рублей (в зависимости от специальности) получаем примерно 100 000 рублей за месяц. Если такие проекты ведут за 20-25 тысяч, то стоимость одного часа выходит около 245 рублей. Погуглите: в «Макдоналдсе» в час платят 190...


Андрей Шолохов

партнер Strategy Partners, руководитель «Центра цифровой трансформации»

– Глобально рынок информационных технологий переживает большой кризис, в первую очередь связанный с отсутствием зон роста для традиционных бизнес-моделей (продажи оборудования или бессрочных лицензий) из-за исчерпания пула клиентов.

Лидеры рынка – Microsoft, IBM, Oracle, SAP, Siemens и другие – в последние годы ведут активную политику покупки более мелких конкурентов, что позволяет им расти. Для этой же цели большие IT-корпорации меняют системы финансовой отчетности, используя повышающие коэффициенты для облачного бизнеса и подписки.

Хайп вокруг «информационной революции», индустрии 4.0, новых технологий, включая интернет вещей и машинное обучение, используется в числе прочего как попытка найти новый «голубой океан» для ИТ, хоть и не всегда успешная.

На российском рынке движение разноплановое. С одной стороны, бизнес интеграторов переживает не лучшие времена, в том числе из-за конкуренции с вендорами (например, в области продаж облачных решений) и внутренней разработки крупнейших компаний (Сбербанка, «Газпром нефти»). С другой стороны, тренд на импортозамещение вдохнул новую жизнь в бизнес тех российских вендоров, которые могут поставлять относительно конкурентные продукты, например в области ERP.


Эдуард Коваленко

директор по развитию бизнеса группы компаний Softline в ПФО:

– Конкуренция в ИТ постоянно растет, в том числе, за счет выхода на этот рынок крупных телеком-операторов, финансовых и госкорпораций. И это неплохо, ведь чем выше конкуренция, тем больше стимулов к развитию и интересных предложений для заказчиков.

Преимущество сейчас – у компаний широкого профиля деятельности. Клиенты все чаще заинтересованы в реализации комплексных проектов, а узкоспециализированные игроки сильно ограничены в их количестве и масштабах.

Санкции


Владислав Петренко

руководитель проектной группы компании ICL Services

– «Они работали за треть ставки, которую получили бы американские программисты с высоким уровнем доступа к информации» – объяснение решения американских компаний Net Cracker и Computer Sciences Corporation привлечь российских разработчиков, чтобы написать часть программного обеспечения для Пентагона. Этим все сказано. Спасибо, кризис и санкции!

С падением рубля стоимость услуг российских программистов зачастую сравнивается со ставками их главных конкурентов – индийцев и китайцев. При этом наша российская школа программирования очень высока. Например, команда из московского университета второй год подряд побеждает на международной олимпиаде по программированию ICPC.

Огромную роль в престиже российского разработчика играют популярные за границей проекты с русскими корнями, такие как Telegram, Coub, Group IB, N-tech.Lab.

Иногда санкции сказываются отрицательно: в тендерах некоторых проектов нередко можно увидеть ограничение на привлечение российских компаний. Но я искренне верю, что рынок ИТ и бизнес в целом – вещи аполитичные. И лучшие специалисты всегда будут обеспечены работой несмотря на ни на что.


Исаак Мостов

первый вице-президент ГК «Рамакс»

– С одной стороны, общий фон, создаваемый в СМИ западных стран, не может не отражаться на отношении иностранных заказчиков к российским разработчикам и разработкам. Есть примеры, когда США или страны ЕС вводят прямые указания на запрет покупку того или иного софта от наших производителей. Конечно, данное обстоятельство сказывается на экспорте отечественного ПО.

С другой стороны, даже в таких непростых условиях российские компании с качественными продуктами, экспертизами и сервисами продолжают быть востребованными на мировом рынке. Есть немало ситуаций присутствия или даже предпочтительного приобретения отечественных разработок на западном рынке. В качестве примера могу назвать продукты «Лаборатории Касперского» и «Диалогнауки», программу 1С, электронные словари ABBYY.


Дмитрий Рогов

директор по технологическому развитию компании «АйДи – Технологии управления»

– До начала противостояния России и США в 2014 году наши разработчики и местные специалисты котировались в Штатах практически на равных друг с другом. Американские разработчики имели дипломы престижных профильных вузов и системные знания. Их коллеги из России, как правило, системным образованием похвастаться не могли, но имели отличную академическую базу в точных науках и отличались блестящим умением находить решения для самых разных задач самостоятельно (Kaspersky, ABBYY и так далее).

Сейчас, конечно, все не так: Россия в медиа-пространстве воспринимается как потенциальная угроза выборам и демократии. Это влияет на ситуацию, хотя определяющую роль не играет. С другой стороны, даже это не останавливает специалистов, которые действительно нацелены на работу за рубежом. К тому же во многих странах есть программы адаптации кадров, так что с кадровой подпиткой Запада специалистами из РФ не все так плохо. Хотя нужно признать, что какие-то области стали для наших сограждан закрытыми.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: