Делать добрые дела и зарабатывать
Фото: Екатерина Эйрих
– Елена, почему, на ваш взгляд, социальному предпринимательству уделяется такое внимание?
– Действительно, социальное предпринимательство сегодня – бурно развивающаяся сфера бизнеса, как в стране, так и в нашем регионе. Все потому, что жизнь показывает, что государственные структуры не всегда успевают за быстро меняющимися потребностями рынка, например, в образовательной сфере. Предприниматели же в этом плане более мобильны, более практичны. Они, видя свободные ниши, оперативно стараются их занять. Это выгодно всем стейкхолдерам – «действующим лицам» данного процесса.
– И власти?
– Разумеется! Потому что социальные предприниматели закрывают какие-то «бреши» в разных сферах.
– Например?
– В регионе серьезно «проседает» направление восстановительной медицины, да его как такового и нет в государственной системе здравоохранения. И только предприниматели спасают ситуацию. Так, Мария Хабибуллова (сама медик!) приобрела на достаточно серьезную сумму оборудование для восстановления людей после травм, инсультов, последствий ДЦП.
А Александр Стеклов наладил выпуск технических средств реабилитации. Конечно, столкнулся с законодательными сложностями: маленькому предпринимателю непросто справляться с бюрократическими препонами, неизбежными в данном производстве.
– Символично – 11 июля, когда в Ульяновской области с размахом отметили Международный день социального предпринимателя, Госдума РФ приняла закон о правовом регулировании отношений в сфере социального бизнеса. Ульяновская область выступала здесь со своими законотворческими инициативами?
– Более чем активно! А наш комитет и вовсе был выбран в числе девяти комитетов по всей России для внесения предложений в законопроект, и нами была проделана огромная работа в этом плане.
Отмечу, что наш регион считается достаточно «продвинутым» в плане социального бизнеса, и нас очень поддерживает губернатор. Не во всех субъектах страны наблюдается такое.
– Закон принят. Что дальше?
– Новый закон достаточно «сырой», со мной согласятся многие.
Поэтому нам предстоит большая документационная работа: необходимо принять региональный нормативно-правовой документ, который позволит на территории области четко понять, кто такой социальный предприниматель, сформировать новый реестр поставщиков социальных услуг. Чиновник не может всего знать, поэтому нам нужно иметь данные от самих социальных предпринимателей. Чтобы учесть региональную составляющую социального бизнеса, все наши дефициты и потребности, нужно собрать мнение «с земли».
– Какие меры поддержки сегодня наиболее актуальны для социального бизнеса? Налоговые льготы?
– Не только. Например, многие предприниматели тратят серьезные деньги на переподготовку – свою и своего персонала, регулярное изучение новых методик (это актуально, в частности, для логопедов, коррекционных педагогов, предпринимателей в сфере оздоровительных услуг). Так вот, субсидия на возмещение части затрат на обучение была бы для них серьезной поддержкой.
Важна и имущественная поддержка. У некоторых детских центров арендная плата за год превышает 1,4 млн рублей! Поэтому предприниматель не может снизить цену на занятия. Субсидирование части затрат на аренду было бы огромным подспорьем – и предпринимателям, и потребителям.
– «Четыре кита» социального предпринимательства – образование, культура, спорт, медицина. Почему именно они?
– Потому что это наши ежедневные потребности: мы учимся, лечимся, ведем здоровый образ жизни, который позволяет нам оставаться в строю долгие годы. И с культурой все понятно – не хлебом единым жив человек
И еще я бы добавила пятым «китом» экологию.
– А предприятия, использующие труд людей с ограниченными возможностями здоровья?
– Это тоже социальный бизнес, и в новом законе все это прописано.
Но и здесь также много вопросов. Например, как предприниматель примет на работу инвалидов, – он их с улицы будет собирать? И потом многие работодатели боятся принимать людей с ОВЗ, потому что это – сокращенная рабочая неделя, специально оборудованные рабочие места, соблюдение индивидуальной программы реабилитации инвалида. Кроме того, многие инвалиды сами не хотят трудоустраиваться, опасаясь за свои социальные выплаты, а мамы деток-инвалидов зачастую работают «в черную», либо не работают вовсе.
Так что здесь нужны усилия как самих предпринимателей, так и органов власти, законодателей – и не только нашего региона, но и всей страны, чтобы эти непростые вопросы решить.
– А что скажете в ответ на упреки, что «добрый» бизнес часто недостаточно амбициозен?
– Понимаете, у большинства социальных предпринимателей за их бизнесом стоит личная история: у кого-то ребенок-инвалид, у кого-то родственник – алкоголик либо наркоман. Кто-то в хорошем смысле «повернулся» на теме экологии, я, например, стараюсь ходить в супермаркет со своей сумкой для продуктов, чтобы не поощрять производство пластиковых пакетов.
Личные эмоции – это хорошо, но у многих социальное перевешивает бизнесовое. Вообще сегодня на этом рынке много недопонимания со стороны общества. Так, среди обывателей бытует мнение, что НКОшники – это люди, которые работают бесплатно, путая их с волонтерами и добровольцами.
Конечно, тот, кто не погружен в эту тему, и не обязан это знать, но тот, кто хочет всем этим заниматься, должен с самого начала четко для себя определить: да, ты – добрый и хочешь помогать людям – детям, старикам, но ты все-таки должен зарабатывать деньги. И этому нужно учить. Например, существуют акселерационные программы Фонда поддержки социальных проектов. Этой весной в них участвовали и ульяновские предприниматели, там с них сняли «розовые очки».
– Какие ниши наиболее популярны сегодня у социальных предпринимателей региона?
– Очень хорошо у нас представлено детское образование. Но важно знать, что сейчас по новому законодательству просто дополнительное детское образование не будет считаться социальным бизнесом, если только речь не идет о социально уязвимых категориях населения («особые» детки, дети из малоимущих, многодетных семей и т.д.). Например, в планах Елены Паклиной (центр детского развития ABACUS) – инклюзивные занятия, на которых в одной группе будут заниматься «особые» и «обычные» дети.
– А какие сферы общественной жизни региона, на ваш взгляд, особенно нуждаются в инициативе социальных предпринимателей?
– В первую очередь, ниши, связанные с геронтологией, – их сегодня можно и нужно занимать. Потребность очень большая: традиционные государственные учреждения не отвечают требованиям рынка. Хотя, конечно, очень тяжело работать с пожилыми людьми, особенно с теми, у кого деменция либо болезнь Альцгеймера.
Но хочу сказать, что во всем мире рынок товаров и услуг для пожилых – достаточно емкий. В нашей стране, например, в Подмосковье работает сеть частных пансионатов.
И в сельских районах Ульяновской области я также вижу неравнодушных людей, которым по силам организовать службу сиделок, и это тоже может быть бизнесом. Люди готовы платить за услуги, когда речь идет о здоровье и жизни их родных.
– Елена, на форуме говорили про актуальность направления социальных нянь…
– Это государственный проект, который реализует Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, и предприниматели также могут в нем участвовать.
В целом, в реестр поставщиков социальных услуг может попасть любая негосударственная организация, будь то НКО, либо субъект МСП. Но и здесь есть определенная проблематика: те тарифы, которые сегодня предлагаются на покрытие расходов социальным предпринимателям, не дают рентабельности. А первоочередная задача любого бизнеса – это извлекать прибыль и платить налоги.
В общем, вопросов очень много, и мы намерены заняться их решением в ближайшее время.