– У нас был целый диспут в Союзе сыроваров насчет введения ФГИС «Меркурий». Адаптироваться к работе с новой системой очень помогло подразделение Минсельхоза РФ Московской области. В наш чат сыроваров добавили специалистов, которые дают ответы на возникающие в ходе работы с «Меркурием» вопросы. У нас в регионе, к сожалению, такой помощи нет.
В «Меркурии» идет учет не только молочной продукции – там есть и рыба, и мясо. Система получилась глобальной, наверное, поэтому много «молочных» нюансов в ней не учтено. Но ничего не стоит на месте, надеюсь, ее откорректируют.
Разумеется, работа с «Меркурием» требует дополнительных затрат. Например, на интегрированное программное обеспечение. С другой стороны, государство пытается навести порядок в этой сфере, и это хорошо. Понятно, что все это не может быть бесплатно. Конечно, можно было сделать переход на работу со ФГИС более мягким, с активной поддержкой производителей, как в той же Московской области. Но пока работаем как есть. И видим, что все действительно достаточно прозрачно.
Лично у меня в производстве после перехода на работу с «Меркурием» не поменялось кардинально ничего. Мне пришлось настроить 1С, для этого я обратилась к программистам, прошла онлайн-обучение. У нас появился дополнительный документооборот с розницей. Но все это – часть системы. Я думаю, что какой-то порядок на рынке система должна навести. В частности, разъяснить вопрос, есть ли пальмовое масло в молочных продуктах и сколько его добавляют. Думаю, что система должна обелить рынок молочных продуктов. Хотя не исключаю, что наверняка найдутся лазейки для недобросовестных производителей. Но как бы молочники этого ни хотели, других вариантов для работы с розницей сегодня нет.
Что касается главных проблем сыроваров сегодня, то это качество сырья, а также отсутствие необходимого оборудования российского производства по адекватным ценам. Для нас главный барьер –
качество молока плюс цена на него. Я не могу конкурировать с Татарстаном, где входная цена на молоко – 15 рублей за литр (у нас в два раза больше).
Сравнивать наши регионы сложно: в Татарстане очень серьезно развита региональная поддержка в совокупности с федеральной, плюс хорошо развито молочное производство, много предложений по сырью. А потому мой вариант – уходить в выдержанные, сложные сыры.
Сейчас мы прорабатываем проект с одним из местных производителей молока: он готов кормить животных таким образом, чтобы молоко получалось сыропригодным. Это настоящий прорыв: мы сможем развиваться дальше.