– Строительная отрасль ужимается, и говорить об увеличении объемов ввода жилья пока не приходится. Правила игры усложняются, много компаний уходит с рынка. Возможно, уже скоро нового жилья станет меньше, и покупателям придется выбирать из того, что есть. Может ли государство помочь строительному бизнесу? Скажу так: оно уже внесло свою «лепту» в развитие нашей отрасли, из-за чего жилищное строительство переживает самые, наверное, сложные времена, начиная с начала 90-х годов.
Сегодня и завтра Ульяновска
Фото: Александр Кременицкий
Стройка в новых условиях
Ульяновский рынок жилищного строительства постепенно приходит в себя после введения системы эскроу-счетов, встряхнувшей о трасль. Законопослушные и сильные игроки перешли на проектное финансирование, при котором они должны вкладывать в стройку свои или заемные деньги, а средства дольщиков могут получить только после ввода жилья в эксплуатацию.
В официальных прогнозах о жилищном строительстве скидку на «турбулентность» не делают: администрация Ульяновска надеется очередной раз на рекорд – больше 600 тыс. «квадратов» нового жилья в 2019 году. Не все игроки рынка разделяют этот оптимизм.
Как отметил эксперт, комплексное развитие территорий в Ульяновске в основном происходит локально в трех микрорайонах – «Репино-Искра», который уже заканчивает свое развитие, «Юго-Западный», где застройка продолжается на протяжении девяти лет, и прибрежная зона Нового города. Территории Железнодорожного района осваивают менее глобально, скорость и объемы ввода жилья там гораздо скромнее.
А точечная застройка повсеместна и стабильна. Например, постоянно возводятся малоэтажные жилые дома в частном секторе на севере города, в Киндяковке и отдельных частях Нового города. Набор применяемых технологий тоже стабилен – но это уже минус.
– Новых строительных технологий в Ульяновске, к сожалению, почти не внедряется. Строители по-прежнему используют монолит, панель или кирпич. Проблема в том, что заводов, которые могли бы обеспечивать стройку в нашем регионе, все меньше и меньше. Однако развивается сам продукт в плане наполнения: повышается качество инженерных оборудований – лифтов, котельных и так далее, улучшается инфраструктура жилых комплексов, пространство внутри и вокруг кварталов становится красивее и комфортнее.
По мнению соучредителя «Магазина Новостроек», в условиях нового законодательства властям стоит делать упор на развитии индивидуального жилищного строительства – чтобы удержать объемы на текущем уровне. В долгосрочной перспективе эту задачу, возможно, будут решать федеральные застройщики – полугосударственные компании, «подкрепленные» крупным банком и госзаказом на строительство социального жилья в больших объемах.
Ульяновск в первую очередь знают как родину Ленина: туристические объекты, созданные в честь великого земляка, попрежнему влекут туристов. А вот в интернете ищут другую информацию о нашем городе. По данным Wordstat от «Яндекса», самые популярные запросы об Ульяновске – это «межкомнатные двери» и «гражданская авиация»
Полетим дальше Турции
Ровно год назад после масштабной реконструкции открылся старейший из двух аэропортов Ульяновска – «Баратаевка». Официально работы по федеральной программе длились три года – за это время были реконструированы взлетнопосадочная полоса и объекты аэродромного комплекса.
По данным Росавиации, в первой половине 2019 года аэропорт обслужил 150 тыс. пассажиров. План «Баратаевки» на полный год – 300 тысяч, и он выполним благодаря приходу в регион «Аэрофлота» и «Победы», уверен генеральный директор организации Сергей Наконечный.
– Основная задача, которая стояла перед нами после реконструкции аэропорта и обустройства пункта пропуска через госграницу, – начало выполнения международных рейсов, и мы успешно с ней справились. Сейчас из Ульяновска выполняются регулярные чартеры в Турцию, бизнес-авиация довольно часто летает в Европу, это и Германия, и Франция, и Италия, и Чехия. Что касается открытия регулярных рейсов в Европу – это вопрос времени. Когда будет должный пассажиропоток, тогда и будут рейсы.
По словам г-на Наконечного, в ближайшее время увеличится частота рейсов в Москву и Санкт-Петербург и расширится география полетов. В планах аэропорта – открыть внутрироссийские рейсы в восточном направлении, а предстоящей зимой – запустить новые международные рейсы. Куда именно – пока тайна. «В теплую страну, помимо Турции», – немного сужает круг вариантов Сергей Наконечный.
Белые паруса Симбирского моря
С открытием аэропорта региональные власти связывают надежды на увеличение турпотока в Ульяновск. Если в прошлом году, по цифрам чиновников, город посетили 495 тыс. туристов, то в этом году их ожидают едва ли не 550 тысяч.
Но чтобы привлечь гостей в город, традиционных достопримечательностей уже недостаточно. Как показывают опросы, путешественников сегодня манят не музеи и архитектура, а впечатления, полученные от интересных занятий.
Яркий пример – водный туризм с элементами спорта, и в Ульяновске есть условия для его развития.
– Ульяновскую акваторию Волги мы называем «Симбирским морем», а жить у «моря» и не ходить под парусом неправильно. Поэтому мы стараемся развивать яхтинг, – рассказывает президент региональной Федерации парусного спорта Станислав Рачков. – В Ульяновске сегодня работают четыре яхт-клуба. Это порядка 30 крейсерских парусных яхт, основная масса которых принадлежат людям увлеченным, которые живут и «дышат» Волгой.
Недавно федерация получила грант и запустила проект по описанию местной акватории. Его итогом будет туристическая лоция – карта с большим объемом информации о береговой линии региона, подробным описанием исторических, культурных и эксклюзивных промышленных объектов, на которые можно попасть по воде.
– Лоция станет первым шагом к развитию яхтинга как бизнеса. Но для этого нужно решить еще одну важную задачу, уже на федеральном уровне. Дело в том, что сегодня российское законодательство не позволяет зарабатывать прокатом туристов под парусами на маломерных судах, к коим относятся наши яхты, – для этого владельцу судна нужно перейти из реестра маломерного флота в судовой регистр и соблюдать все его нормы. А они прописаны для больших кораблей, длиной более 20 метров, и для яхтсменов в принципе невыполнимы: если все нужное пароходу загрузить на лодку, она просто утонет. Это замкнутый круг, который могут разорвать только законодатели.
При содействии региональных властей Федерация парусного спорта Ульяновской области готова выйти с законодательной инициативой по определению индивидуальных норм для маломерного флота, чтобы он подходил для коммерческой эксплуатации. Если это получится, парус начнет бурно развиваться и в нашем регионе, и в России в целом, а инвесторы смогут спокойно вкладывать деньги в эту индустрию, заявляет президент федерации.
– У яхтинга в Ульяновске я вижу большое будущее. В моей голове такая картинка: весной, после схода льда, вся наша Волга – как поле одуванчиками – покрывается белыми парусами. Думаю, это может стать реальностью уже в ближайшем будущем.