Каппадокия: «Одно из диковиннейших мест на свете»
Крепость Учхисар. Фото Ольги Ронжиной
В незапамятные времена три проснувшихся вулкана залили лавой участок огромной долины, расположенной в центре современной Турции. А в III – II тысячелетиях до н. э., когда в азиатской части страны появилось первое царство хеттов, процесс выветривания сделал в Каппадокии свое дело – превратил туф во множество замысловатых конусов с «шапочками» наверху. Эти «шляпки» – слои более твердых каменных пород, которыми были покрыты поля туфа.
На Земле более десятка мест, где есть участки выветренных пород. Ленские столбы в Сибири, Маньпупунёр в Республике Коми, Метеоры в Греции, каменные «иглы» в Северной и Южной Америке и колонны в Юго-Восточной Азии… Явление хоть и редкое, но не уникальное. Однако в основном это суровые и неприступные каменные столбы, где (за исключением, пожалуй, Метеоров) нет места человеку.
А в долинах Каппадокии как будто специально созданы домики для людей. К тому же эти жилища таких красивых, обтекаемых, действительно «гаудианских» форм, что хочется забраться внутрь и выглянуть из окошка.
Дети подземелий
История Малой Азии знала только весьма краткие мирные передышки. На этой плодородной равнине происходили бесконечные нашествия и войны. И местные жители еще задолго до Рождества Христова научились прятаться от врагов под землей. Они построили многоэтажные пещерные города. Самые крупные – это Каймаклы и Деринкую. Один из них уходит под землю на 13 этажей, другой – на 8. И это только та часть, которую «освоили» археологи. Между собой эти города соединены тоннелем.
Перед входом в Деринкую туристов предупреждают: если вы страдаете клаустрофобией, вам лучше под землю не спускаться. Человека, потерявшего сознание на глубине, очень трудно выносить на поверхность.
Надо сказать, удовольствие от прогулки по подземному городу – очень специфическое! Хотя понимаешь, что здесь за год проходят сотни тысяч людей и приняты меры для максимальной безопасности, но все же по спине пробегает холодок. Туристская тропа хорошо освещена. Вертикальные световые и воздушные колодцы закрыты надежными решетками. Воздух чистый и прохладный. Но мы двигаемся по длинным узким ходам гуськом, согнувшись в три погибели, чуть ли не на четвереньках, переступаем через высокие пороги (тяжелые круглые плиты, которые служили дверями, сейчас стоят в стороне от проемов). Камень под ногами, над головой, по бокам… Кажется, что за поворотом сейчас мелькнет свет факела в руке человека в древней одежде. Как же они здесь жили? Во тьме кромешной? Месяцами?
На двух первых этажах вырыты большие залы. Это конюшни и помещения для домашнего скота. По соседству хранились корма. Дальше – хозяйственный блок: склады продовольствия, кухня, постирочная. Церковь. Школа. А еще ниже – сами жилые помещения.
Сколько народу мог вместить такой город? Авторы, пишущие на эту тему, называют цифры от 15 до 50 тысяч. Возможно. Хотя счет в Каппадокии – очень приблизительный. Вот, например, основных подземных городов шесть. А встречается информация, что всего их… 200! Прямо игра «Веришь – не веришь»!
Выходим на поверхность. Как прекрасен дневной свет!
Населенность и безлюдье
Самая высокая точка Каппадокии – крепость Учхисар. Когда-то на ней сидели наблюдатели и подавали сигнал, если приближались враги. Тогда население успевало скрыться в пещерных городах.
Сейчас Учхисар – это своеобразная пещерная деревня. Сама скала и склоны вокруг нее все изрыты пещерами и пущены под жилье. Есть здесь и многоквартирные «дома» со стеклами в окнах, с крепкими деревянными дверями, газом и водопроводом. Даже с балконами. На некоторых из них вывешены государственные флаги. Это значит, что кто-то из мужчин в семье служит в армии. А вот если на перилах балкона раскинут ковер – в семье есть девушка на выданье.
Среди пещерных жилищ открыты гостиницы. А вообще, любитель экзотики может бросить спальник в любой незанятой пещере и спокойно провести там ночь. Но желательно летом, потому что зимой в Каппадокии долго лежит снег.
На улицах – шумно и суетно. Местные жители продают сувениры, демонстрируют традиционные местные ремесла, катят тележки с мороженым и фруктами, перекрикиваются... Но удаляемся от этого места, а там – ни души. Только цепочки каких-то ямок в белых откосах у подножья скал, будто ночью Йети прошел.
Я сижу на краю обрыва над очередной долиной, погрузившись в неподвижность ландшафта и его глубокое безмолвие. То ли это окаменевший инопланетный космодром, то ли какой-то марсианский пейзаж. То ли действительно пещерный город на планете Татуин из «Звездных войн». Местные любят врать, что эпизод про молодого Люка Скайуокера снимали здесь. Все знают, где его снимали: в Тунисе! «Ну ладно, – говорят местные, нисколько не смущаясь, – пусть не в Каппадокии. Но глядя именно на эти долины, Джордж Лукас придумал свой пещерный город!» Подходящий компромисс. Никто ни на кого не в обиде. Потому что Каппадокия – это что-то совершенно неземное.
Потом мы попадаем в Розовую долину, где «домики» уже не белого, а светло-красного цвета. Там расположена скала с тремя вершинами-грибами, которая является символом Каппадокии. И уже на закате добираемся к Верблюду – огромной фигуре, высеченной небесным скульптором. А рядом с Верблюдом – природная композиция «Три красавицы».
«Три красавицы»
Музей под открытым небом
На следующее утро едва успеваем позавтракать в отеле в городке Ургюп и – в автобус. Сеет мелкий дождь. Сегодня над долинами нет воздушных шаров – погода нелетная.
Мы самыми первыми проходим в Музей под открытым небом Гёреме. Официально – это комплекс пещерных христианских церквей X – XII веков. Он объединяет около тридцати церквей (а всего в Каппадокии их начитывают около 1000). Но здесь жили отшельники с первых веков христианства.
И вновь хочется говорить шепотом и ступать на цыпочках, потому что мы попадаем в полосу какой-то необычной, многовековой, исконной тишины и неподвижности.
В честь каких христианских святых и каких событий были когда-то освещены эти пещерные храмы, во многих случаях неизвестно. Поэтому турки называют их по каким-либо особым признакам. Например, Яблочная церковь (вход в нее – среди яблонь), Змеиная (там есть фреска, где святые Георгий Победоносец и Феодор Стратилат убивают дракона), Темная (она освещается очень маленькими окошками, поэтому фрески в ней отлично сохранились) и даже Церковь с сандалиями (у входа есть два отпечатка ступней).
Несмотря на то, что некоторые произведения попорчены мусульманами, фрески Гёреме производят очень сильное впечатление. Но особенно интересно, что здесь остались росписи, которые относятся, по-видимому, к иконоборческому периоду VIII – IX веков. Взял какой-то человек кисть, окунул ее в охру и на белой стене, как ребенок, нарисовал крест, круг, стрелки – христианские символы, а также саранчу и скорпиона – символы зла…
Самый прекрасный храм находится за территорией музея. Это – Церковь с пряжкой. В 2014 году итальянцы отреставрировали ее. Сначала проходишь «старую» церковь – арку длиной метров пять – и попадаешь в «новый» храм, пещеру, вырубленную в виде креста. Оба помещения сплошь покрыты росписями. Здесь изображены 32 сцены из жизни Иисуса Христа, от Рождества до Воскресения. Прекрасные яркие фрески в византийском стиле!
Одна беда в Гёреме: в храмах запрещено фотографировать. Конечно, пару-тройку снимков успеваешь сделать «от бедра». Но за туристами буквально по пятам ходят суровые стражи.
И вот какой парадокс: чем больше смотришь здесь произведений искусства, тем больше у тебя возникает вопросов. Кто из замечательных художников расписывал стены и потолки пещер? Кем были монахи и монахини, а также отдельные отшельники, жившие здесь на протяжении многих веков? Эти факты не сохранились. Исследования ведутся, но полная картина истории Каппадокии сформируется еще не скоро.
И так хочется заселить эти немые долины живыми людьми, хотя бы теми, имена которых остались в учебниках истории!
«Великие каппадокийцы»
В III-IV веках религиозный маятник римских императоров качался от язычества к христианству. Пантеон богов во главе с Юпитером существовал уже четыре века и не собирался сдаваться без боя. Множество приверженцев единобожия положили свои жизни на алтарь веры, оставаясь в памяти христиан как великомученики.
В 360-х годах в Каппадокии появились три богослова и проповедника, которые были также крупными христианскими писателями и поэтами: Василий Великий, Григорий Богослов (Назианзин) и Григорий Нисский. Они почитаются как Отцы церкви, святители, то есть люди, имевшие звания епископов. Это были представители «золотой молодежи» региона, выходцы из богатых и знатных семей. Впоследствии из семьи Василия Великого шесть человек (мать и пятеро детей) были причислены к лику святых, в семье Григория Богослова – все члены семьи: мать, отец и трое детей. Св. Василий и Григорий Богослов получили блестящее образование. Они и познакомились в знаменитой афинской школе риторов. Каждый из них мог сделать стремительную светскую карьеру.
Но, окончив учебу, Василий пригласил Григория Назианзина в мужскую обитель, созданную рядом с женским монастырем, которым руководила старшая сестра Василия Макрина. Там же были и младшие братья. Тяжелая физическая работа, молитва, пост, глубокое изучение теологических трудов современных им авторов – все это открыло для молодых людей религиозную дорогу. Но они были разными по характеру и темпераменту. Каждый шел к вере по-своему.
Тогда не принято было крестить новорожденных детей. Крещение люди принимали около 30 лет, осознанно и ответственно. Друзья приняли таинство. А после этого началось служение. Св. Василий, пожалуй, самый деятельный из своего круга, первым был рукоположен на епископство в Кесарии. Чтобы иметь в провинциях епархии «своих людей», он предложил Григорию Богослову кафедру епископа в городке Сасима, а младшему брату Григорию – в Ниссе. Ни тот, ни другой не были в восторге от этого предложения. Но брат остался в епархии Ниссы и прославился там долгим служением. А Богослов… сбежал из Сасимы, так ни разу и не выступив перед прихожанами, – этот «медвежий угол» вверг его в шок. Тем не менее, Григорий Богослов потом стал епископом Назианским (приняв кафедру после отца), а затем – Константинопольским. Правда, пробыл им недолго – интриганы добились того, чтобы он покинул столицу.
В это время внутри христианской церкви шли раздоры. Православные вели борьбу с арианами по многим теологическим вопросам. В частности, ариане отвергали идею Святой Троицы. Столкновения были нешуточные, вплоть до физической расправы. Так, во время богослужения ариане ворвались в нисскую церковь. Григория арестовали и отправили в другой город на суд. Он сбежал по дороге и три года был в скитаниях. Потом, когда власть сменилась, с почетом возвратился в свою епархию.
А Григория Богослова в его храме в Константинополе ариане начали закидывать камнями. По счастью, власти осудили нападавших.
«Великие каппадокийцы» вели непримиримую борьбу с арианами. Св. Василий написал по меньшей мере три тома против этой ереси. В своих литературных теологических произведениях и в проповедях осуждали ариан и его сподвижники. В конце концов с приходом к власти христианского императора Феодосия I с арианством было покончено. Трудно сказать, как сложилась бы судьба христианства в тот момент, не подготовь капподокийские Отцы церкви мощной теоретической базы.
Кроме того, святой Василий создал устав общежительного монашества, которым до сих пор (в течение 1600 лет!) пользуются некоторые православные монастыри. Он также составил свою литургию (Литургию Василия Великого), которая является частью современной литургии. Он первым создал иконостас и утвердил порядок благоукрашения церкви.
До сих пор люди, изучающие историю религии, обязательно знакомятся с творческим наследием «великих каппадокийцев». Поэтому для нас Каппадокия дорога еще и тем, что она была крупнейшим не только в Турции, но и во всей Европе центром распространения христианства.