Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

В поисках селфи

В нашей стране набирает обороты внутренний туризм. Для регионов это спасение: все больше туристов едут за впечатлениями не в столицы, а за изюминками российской глубинки.

Фото: Виктория Чернышева

«Серебряная» группа

Туристическая привлекательность России с каждым годом растет. Иностранцы уже поняли, что наша страна – это совсем не то место, где по улицам бродят медведи, а жители ходят сплошь в ушанках, с балалайками и предпочитают сорокаградусную.

По данным Всемирной туристской организации при ООН (UNWTO), сегодня Россия занимает 16 место по количеству иностранных туристов в мире и девятое – в Европе. Главными точками притяжения были и остаются Москва и Санкт-Петербург. Более 50% налогов, собранных от гостиниц и учреждений общественного питания, аккумулируются в двух столицах. А региональные места размещения заполняются в среднем не более чем на 35%. Такие данные приведены в Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года.

Разработчики документа строят оптимистичные планы. В ближайшие 15 лет количество внутренних туристских поездок на одного жителя РФ должно вырасти в два раза (сейчас этот показатель 0,4). Для того чтобы активнее привлекать туристов, федералы рекомендуют всем регионам активнее развивать внутренний и въездной туризм, а также заниматься продвижением своих культурных и рекреационных возможностей. Есть надежда, что рано или поздно гости, в том числе из-за рубежа, «наевшиеся» столичных достопримечательностей, обратят более пристальное внимание и на российскую глубинку. И тогда поток туристических денег потечет и в регионы.

Ульяновская область пока считается середнячком туротрасли. В Национальном рейтинге въездного туризма-2019 родина Ленина, когда-то принимавшая по миллиону гостей в год, заняла 53 место и вошла в «серебряную» группу регионов. За год 49 субъектов, вошедших в эту категорию, приняли и разместили у себя более миллиона иностранных туристов. В среднем на один регион пришлось 22 тыс. зарубежных гостей.

Среди регионов ПФО наша область также попала в «золотую середину». Лидерство в округе держат Нижегородская и Самарская области, а также Татарстан. Но зато Ульяновская область вошла в топ-20 недорогих туристических городов. По подсчетам портала ТурСтат, в среднем бюджет отдыха гостя, посетившего наш регион (в расчете учитывалась стоимость проживания вдвоем в гостинице или квартире, обед в кафе и посещение городского музея) составляет до 3 тыс. рублей.

Столько же, к слову, стоит отдохнуть в Саратове, Калуге, Саранске, Омске, Томске, Чебоксарах, Орле, Иваново и Улан-Удэ. А в десятку самых недорогих для отдыха городов вошли Великий Новгород, Рязань, Вологда, Псков, Сергиев Посад, Барнаул, Смоленск, Липецк, Брянск и Ижевск с бюджетом до 2,5 тысячи рублей. В кризисное время россияне стали чаще выбирать путешествия внутри страны. По данным ТурСтат, в 2019 году внутренний туризм в России превысит 60 млн человек.


Ориентир на события

Эксперты свидетельствуют: внутренний туризм в России растет во многом за счет событийных мероприятий. Иностранцы едут в регионы, о которых они что-то слышали, видели их рекламу, читали позитивные новости и положительные отзывы в соцсетях. Разумеется, большую роль играет хорошая логистика: транспортная доступность, удобное местоположение отелей (желательно мировой сети), приемлемые цены и безопасность. Проверенные российские маршруты – Золотое кольцо, Байкал, круизы по Волге. В прошлом году к «проверенным» иностранными туристами точкам присоединились города, где прошли игры чемпионата мира по футболу. В их число попал и Ульяновск, принимавший болельщиков.


Денис Ильин
и.о. руководителя регионального Агентства по туризму

– Сегодня все более актуальным становится событийный туризм. В прошлом году в регионе побывало 485 тыс. гостей, в этом мы ожидаем 507 тыс. 60% из них посещают Ульяновскую область с деловыми целями. Из оставшихся 40% – половина приезжает на какие-то событийные мероприятия. В нынешнем году это I Всемирный фестиваль боевых искусств ТАФИСА, фестиваль живой истории «Волжский путь», кинофестиваль «От всей души», международный культурный форум, форум ветроэнергетики ARWE, а также два полумарафона.

Для гостей, прибывших в Ульяновск в командировку или на какое-то событие, сформированы специальные предложения. В регионе активно действуют туры выходного дня (пример – бюро путешествий Дмитрия Илюшина, который возит в том числе и самих ульяновцев по живописным местам). Руководитель «Клуба активных родителей» Анна Немоляева заключила договоры с 80 предприятиями: промышленный туризм становится все более популярным. Плюс к этому – познавательные трамвайные и троллейбусные экскурсии, изучение микрорайонов Ульяновска и ключевых достопримечательностей (например, парка Дружбы народов), организованное ночной мэрией. Все это – инициативы, выросшие «снизу», а потому проверенные самими горожанами, популярные и интересные.


Альфия Темирбулатова
организатор фестиваля живой истории «Волжский путь»

– В прошлом году мы переформатировали мероприятие на новую площадку (теперь это территория комплекса «Булгарская застава» у села Ивановка Старомайнского района – прим. авт.). Фестиваль был шестым, но, по сути, стал первым. Из-за этого немного потеряли в количестве зрителей, но в этом году поток снова возрос. «Волжский путь» посетило около 5 тыс. человек. Порадовало, что в этом году к нам приезжали в том числе и организованно, автобусами, были туристические группы. Они получали скидку на билеты, организованный ланч, экскурсию. Такой формат для нас интересен, хотелось бы его развивать.

А вот громко распиаренный несколько лет назад «Красный маршрут», увы, не пошел. Потока китайских туристов, который надеялись привлечь в Ульяновск именем Ленина, как не было, так и нет. Все дело в том, что у гостей из КНР другие интересы: молодежи интересен драйв, шопинг, необычные сувениры, селфи в красивых местах. В одном из ульяновских турагентств рассказали, что китайские туристы, когда им предложили съездить в Дом-музей Ленина, заявили: «Давайте потом! А пока отвезите нас вот сюда», – и показали фото их земляков из Ульяновского музея гражданской авиации. Уникальная авиаэкспозиция под открытым небом пользуется все большей популярностью благодаря соцсетям – современному сарафанному радио. Иностранные туристы, выложившие в «Инстаграм» или «Фейсбук» селфи на фоне самолетов, продвигают музей лучше, чем любая реклама.


Денис Ильин

– Эту тему можно диверсифицировать: «Красный туризм» может включать посещение различных ульяновских музеев, торговых центров, смотровых площадок в живописных местах. Такое предложение более жизнеспособно.

Нацпарк, да не тот

На прошедшей недавно 23-й сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации ЮНВТО было заявлено, что Ульяновская область может стать пилотным регионом для проведения исследования приоритетных туристских территорий России. Это важная новость для развития индустрии: эксперты выявят сильные стороны региона с точки зрения развития туризма. Это позволит скорректировать Стратегию развития туризма в Ульяновской области до 2030 года и повысить инвестиционную привлекательность туристско-рекреационных территорий, в число которых входит национальный парк «Сенгилеевские горы», геопарк «Ундория», «Берег Орланов».

Пока уникальные природные зоны не «работают» так, как хотелось бы. Для того чтобы привлечь туристов, необходима инфраструктура: гостиницы, кафе, дороги и прочее. А для этого нужно заманить в глубинку инвесторов. Но как это сделать, если, к примеру, у «Ундории» пока даже нет руководителя проектного офиса и разработанной концепции, по которой будет развиваться проект? На территории геопарка расположены санатории, горнолыжный курорт, конно-спортивный клуб, кафе, магазины, палеонтологический музей. Но нет единой идеи, которая все это объединит. Ундоры – уникальная территория, подобной которой нет в мире. И именно эту идею нужно продавать инвесторам.

То же и с «Сенгилеевскими горами»: территория получила долгожданный статус нацпарка, однако ее продвижение пока весьма скромное. В минус сыграло еще и то, что самые живописные места, притягательные для туристов, – Арбугинская гора и Шиловская шишка – оказались под запретом для посещения туристов.


Светлана Квирикадзе
начальник отдела экологического просвещения и туризма нацпарка «Сенгилеевские горы»

– Мы подготовили для федералов заявку для того, чтобы открыть эти заповедные зоны. Будем надеяться, что уже в следующем году сможем сделать новые маршруты, обустроить смотровые площадки и начнем встречать гостей.

В нынешнем году по пока единственной экологической тропе в «Сенгилеевских горах» провели семь организованных экскурсий. Плюс к этому, руководство нацпарка выдало более 4 тыс. разрешений для посещения заповедной территории. В «Сенгилеевские горы» уже приезжали две организованные группы из Пензы. Интерес к этому месту есть; теперь важно его грамотно использовать.


«Сапожник без сапог»

Многие ульяновцы заметили, что в речпорту стало меньше круизных лайнеров. В этом году в Ульяновске побывали 110 теплоходов, а лет 10 назад их было 180. Причина проста: упадок инфраструктуры речпорта, отсутствие транспорта до центра и набережной, где можно было бы прогуляться.


Денис Ильин

– Ульяновск – единственный город на Волге, где нет классической набережной. Именно поэтому мы хотим реанимировать глобальный проект, который начинали еще во времена Колбина, в 80-х годах. Он предполагает обустройство набережной от речного порта к центральному пляжу, с восстановлением территории парка «Приморский». Далее можно сделать проход под железной дорогой с выходом на другую сторону дамбы, до спуска от Мемцентра через парк Дружбы народов. Это был бы привлекательный для туристов продукт: экскурсия по мемориалу и парку, проход до речпорта, речная прогулка. Назад можно было бы подняться на фуникулере, который также нужно отремонтировать.

Проект этот глобальный, однако реализовать его можно поэтапно. Главное – принять стратегическое решение, что полноценная набережная Ульяновску нужна. Благоустроенная территория может стать изюминкой города: селфи на фоне бескрайних волжских просторов точно получаются отменные.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: