€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
Симбирск купеческий
Бойкое торговое и модное место
Многие исторические здания по улице Гончарова (тогда Большая Саратовская, в 1912 году переименована в Гончаровскую) достались Ульяновску в «наследство» от симбирского купечества. На рубеже ХIХ и ХХ веков вдоль улиц нашего города тянулись ряды витрин и лавок – все меньше деревянных, все больше каменных, с подвалами и складами.
Уже тогда улица Гончарова была главной улицей Симбирска, поэтому здесь размещалось множество магазинов. В том числе представительства знаменитых столичных и заграничных торговых фирм, таких как чайное товарищество «Василий Перлов с сыновьями», всем известная компания «Зингер» (ныне это дом по улице Гончарова, 19), музыкальный магазин Волкова и Яковлева – представительство фирмы «Беккер» (дом 12), «Магазин мехов. Торговый дом П. Б. Щетинкин в Казани» (дом 36), один из первых симбирских автомагазинов конторы «Товарищество», представлявшей завод братьев Стевер (дом 13).
В конце ХIХ и особенно в начале ХХ столетия в Симбирске появляется множество доходных домов, владельцами которых в основном были купцы. Строительство и содержание доходных домов в те времена тоже можно назвать одним из видов предпринимательства. Помещения в них сдавались в аренду. Первые этажи, нередко с большими окнами-витринами, как правило, занимали торговые заведения. На верхних этажах располагались различные конторы и учреждения или съемное жилье. Доход от аренды для владельцев был весьма значительным.
Так, на Большой Саратовской практически в каждом доме находились магазины с самыми разнообразными товарами. Например, цветочный Зотова (ныне это дом 12), модно-галантерейный Галиева, фруктовый братьев Аведовых, «Детский мир» (дом 24), винно-гастрономический Черноусовой, магазин одежды и белья Берница, часовой и ювелирный Семенова, табачный Жирякова (дом 34), товарищества «Оборот» и «Проводник», торговля чаем и кофе Абушаева (дом 48), магазин книжных и канцелярских товаров Юргенса (дома 20 и 26), аптекарский, оптический и фотографический Коба, магазин вин и «колониальных» товаров Зеленковых (дом 15), аптекарский Куликовой, хлебобулочные и кондитерские Буракова, Комарова, Михайловых (дом 19), галантерейный Кудряшева (дом 38), модный мануфактурный Медведева, бакалейный Абушаевых (дом 40).
Осенью 1902 года 56 торговцев во главе с купцами Петром Пастуховым и Семеном Зеленковым обратились к городским властям с прошением о сносе бульвара. «Улица…, где расположены указанные бульвары, представляет из себя самое бойкое, торговое и модное место, – писали симбирские бизнесмены. – Здесь сосредоточена вся магазинная розничная торговля города… Между тем бульвары стесняют улицу, одну ее сторону загораживают совершенно, закрывают от публики вид и вывески магазинов, на ней расположенных… На левой стороне… развитие затрудняется и замедляется бульваром, который, как глухой стеной, отгораживает ее от бойкого пункта. Благодаря этому бульвару правая сторона продолжает сохранять за собой какое-то привилегированное и потому несправедливое положение». Естественно, все эти просители торговали по левой (нечетной) стороне улицы.
Икра, омары, сыр бри...
К торговой рекламе тоже относились по-разному. Но ее значение все понимали прекрасно. Чтобы выгоднее продать, надо уметь показать товар лицом. Недаром говорилось: «Покупатель дома похвалит, а купец в лавке».
Владельцы музыкального магазина Волков и Яковлев выставляли большие щиты на улицах в местах, где больше народу – у извозчичьей биржи. Многие крупные торговцы больше доверяли публикациям в газетах. Одни были кратки, уверенные в том, что само их имя говорит за себя: «В Рижском магазине распродажа готового платья продолжается. Израильсон».
Других газетная реклама соблазняла возможностью рассказать о богатом ассортименте: «В магазине С. И. Зеленкова получены: семга двинская, шемая, сиги, копченые пузанки и дунайские сельди, миноги нарвские, балык из семги. Сыры: лимбургский, бри, комамбер, невшатель».
Цены были вполне приемлемые. Алексей Ястребов в 1960-е годы писал: «Теперь даже и вообразить себе нельзя все то, чем были обставлены праздничные столы в квартирах людей – даже среднего достатка: балыки, семга, икра всяких сортов, копчужки и прочее… тогда стоило недорого, и все это можно было купить в любом магазине». Гурманы приобретали омаров и «небольших рыбок в коробочках, сплетенных из стружек». Заморских устриц в продажу не поступало – даже среди местной аристократии на них не было спроса.
Вот данные о мясном торге за 1891 год:
Мясо |
Мера |
Цена в рублях |
|
Баранина |
1 пуд (16,38 кг) |
2 – 2,6 |
|
Говядина |
черкасская |
2,8 – 4 |
|
русская |
2,8 – 3,6 |
||
3 сорт |
2,2 |
||
Окорока |
копченые |
6 |
|
провесные |
4 |
||
Свинина |
2 – 3,2 |
||
Ветчина без костей |
1 фунт (410 г) |
0,6 |
|
Сосиски сырые |
0,15 |
||
Телятина |
1,8 – 3,2 |
||
Птица |
гуси колотые |
штука |
0,8 |
индейки |
1,5 |
||
куры |
0,45 |
||
утки |
0,5 |
Чтобы лучше представить, дорого это или нет: хороший кузнец в ту пору зарабатывал за день 1 рубль 25 копеек, машинист – 2 рубля, а чернорабочий – 60 копеек – как раз ровно на фунт ветчины.
Скидки и акции симбирского торга
Перед праздниками покупатели гурьбой валили в магазины, но очередей не было. Постоянным солидным клиентам товар доставляли на дом. Строго соблюдалось непреложное правило: во время воскресной службы в храмах продовольственные магазины не работали.
Любителей драгоценностей привлекали ювелирные и часовые магазины Кшиновлогера, Кудрявцева и Уралова. Моисей Кшиновлогер снабжал свою рекламу «золотых, бриллиантовых, серебряных и мельхиоровых вещей изящной работы» припиской: «Цены на все предметы, в виду большого запаса, самые дешевые».
Книжно-писчебумажные магазины Самойлова и «Семья и школа» вели между собой «холодную войну» за клиентов. Ястребов повествует: «С этой целью Самойлов давал покупателям, приобретшим в его магазине товаров на определенную сумму, какуюнибудь премию вроде небольшого календарика или переводных картинок и т.п. И, надо сказать, на младших школьников эта мера действовала очень хорошо…»
Вежливость до артистизма
Крупные торговцы обычно не ограничивали себя какой-либо одной разновидностью товаров. Торговый дом Карла Юргенса в одних магазинах торговал книгами, в других – земледельческими машинами, в третьих – огнестрельным оружием.
В аптеках города помимо пилюль и микстур можно было приобрести косметику, зубные щетки, порошки от насекомых, оптику и фотографические принадлежности. Небезызвестный Генрих Ягода, отбывавший в 1912-1913 годы ссылку в Симбирске, зашел как-то в аптечный магазин Вильгельма Коба на Большой Саратовской. Будущий кровавый нарком внутренних дел купил себе фотоаппарат. Об этом сохранилось донесение филера в жандармском «Дневнике наружного наблюдения».
Разумеется, сами матерые купчины за прилавками не стояли. Этим занимались продавцы – приказчики, от мальчиков на побегушках до доверенных лиц хозяев. Вежливость в обращении с покупателями была доведена до артистизма. Кое-кто из приказчиков сам со временем открывал свое дело.
Поскольку иной хозяин магазинов бывал «хорош гусь», служащие за глаза частельно отзывались о нем весьма нелестно. Вот анекдот, помещенный в газете «Симбирянин» в 1914 году:
В мясной год под Рождество.
Покупатель: «Мне хотелось бы видеть хорошенького жирного гуся».
Мальчик: «Обождите минутку, хозяин сейчас придет».
Из книги «Симбирск купеческий. Часть I. Очерки о симбирском предпринимательстве». Материалы предоставлены Корпорацией развития промышленности и предпринимательства Ульяновской области
Корпорация развития промышленности и предпринимательства Ульяновской области
проезд Максимова, д. 4
+7 (8422) 41-86-71
+7 (8422) 41-41-45
Получить подробную информацию о проекте "История симбирского предпринимательства" можно в Доме предпринимателя (Центре "Мой бизнес")