Суконный фабрикант Николай Шатров
Фото предоставлено Ульяновским областным краеведческим музеем им. И. А. Гоначарова
Родился Николай Шатров в неспокойном 1853 году, когда началась тяжелая Крымская война, поражение в которой станет одной из главных предпосылок реформ Александра II, затронувших все сферы жизни страны. Шатров получил домашнее образование, но остро чувствовал наступление больших перемен в России. Несмотря на отсутствие родовых земель, молодой Николай, выходец из мещанско-купеческой среды, сумел удачно распорядиться имевшимися у него средствами, вскоре в десятки и сотни раз приумножив их.
Мануфактур-советник
К концу 1870-х годов, когда хозяйства многих помещиков разорялись, активное российское купечество сумело стать лидером экономического развития Российской империи. В 1885 году Шатров стал владельцем убыточной суконной фабрики в селе Измайлово Сенгилеевского уезда. Благодаря вложению средств в новейшую технику и современную организацию труда, Николай Яковлевич быстро вошел в круг крупнейших в Симбирской губернии производителей шинельного сукна.
Шатров следил за качеством жизни рабочих фабрики и их семей, переселяя их в построенные за свой счет квартиры. Несколько лет спустя в фабричном поселке при селе Измайлово появилось электричество, а затем в 1897 году была освящена построенная на средства Шатрова каменная церковь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы.
Для храма, выстроенного в греческом стиле, фабрикант приобрел необходимую утварь и иконы, заказал роспись стен. Купец покровительствовал местной церковно-приходской школе, открыл больницу для рабочих, а также ясли. Вскоре на предприятии Шатрова трудилось более полутора тысяч рабочих. Николай Яковлевич сумел довести производство со 150 тыс. аршин сукна в год до 1,5 млн аршин в год.
В это время Россия активно вела внешнюю политику, и заказы на шинельное сукно для царской армии приносили симбирским фабрикантам огромную прибыль.
Шатров, купец I гильдии, уже владел каменной лавкой в Симбирске и тремя каменными лавками на ярмарке в Нижнем Новгороде, лесопильными и винокуренным заводами в уездах губернии.
Во владении Николая Яковлевича находилось более 4 тыс. десятин земли и леса. За успешную деятельность в развитии экономики и промышленности в 1903 году ему будет пожаловано звание мануфактура-советника
Развитие народного образования
Занимаясь торговыми и промышленными делами, Шатров продолжал жертвовать деньги на улучшение экономических и бытовых условий жизни уже не только своих служащих, но и простых жителей губернии. Имя его стало широко известно за пределами Симбирска.
За постройку церкви в селе Измайлово и активную благотворительную деятельность Николай Яковлевич награжден в 1898 году орденом Cвятого Станислава II степени. В том же году Шатрову было даровано звание потомственного почетного гражданина Симбирска за деятельное участие в общественной жизни города. Он успел побывать членом Почетного присутствия, гласным городской думы, членом Симбирского губернского по фабричным и горнозаводским делам присутствия, членом комитета Карамзинской общественной библиотеки и др. Николай Шатров являлся членом Симбирской губернской ученой архивной комиссии, общественной организации, занимавшейся сохранением истории Симбирска. Несколько десятилетий Николай Яковлевич переизбирался на должность церковного старосты, жертвовал значительные суммы на содержание Свято-Троицкого кафедрального собора – главного храма губернии. На средства Шатрова перестроен и расширен Николаевский собор в Симбирске. С денежного вклада Шатрова началась история создания дома-памятника Ивану Александровичу Гончарову, где сегодня располагаются Ульяновский областной краеведческий и художественный музеи.
Фабрикант Шатров, помимо помощи в строительстве церквей и приютов по всей губернии, особое внимание уделял развитию народного образования. Так, Симбирскому коммерческому училищу Николай Яковлевич передал двухэтажный дом с надворными постройками, торговой школе – 30 тыс. рублей. Наиболее значительную помощь получала Симбирская чувашская учительская школа – трехэтажный особняк и более 100 тыс. рублей на ее содержание. На протяжении тридцати лет Шатров был ее почетным попечителем. Благодаря помощи Николая Яковлевича школа приобретала современные учебные пособия, проводила ремонт и переоборудование школьных корпусов. В школе даже появился духовой оркестр. Из организованного фонда Шатрова производились выплаты пособий нуждавшимся выпускникам школы. За общественную и благотворительную деятельность Шатров награждался орденами и медалями, так за многолетнее покровительство Симбирской чувашской учительской школе купец получил в 1902 году орден Cвятой Анны II степени, а в 1912 году по ходатайству И.Я. Яковлева – чин статского советника.
Национализация
В 1914 году Николай Яковлевич на свои средства оборудовал лазарет для раненых и вплоть до революции 1917 года не жалел средств на его содержание.
После Октябрьской революции Шатров оставался в Симбирске, добровольно передав государству состояние, приближавшееся к 60 млн рублей. Суконная фабрика Шатрова была национализирована, как и другие крупные предприятия в губернии. В 1919 году он был несправедливо арестован за «антисоветскую деятельность», но затем освобожден благодаря ходатайству И.Я. Яковлева и заступничеству горожан. Полностью реабилитирован Шатров будет только в 1993 году. О дальнейшей судьбе Николая Яковлевича известно не много. По одной версии, покинув Симбирск, он переехал в Москву, а затем с семьей эмигрировал во Францию.
Одним из украшений нашего города является сохранившийся особняк Шатрова на улице Гимова (бывшей Никольской). В годы гражданской войны дом был занят под штаб-квартиру командующего Восточным фронтом С.С. Каменева.
Впоследствии в доме размещались государственные и партийные учреждения. До 1986 года здание занимал исполком Ульяновского городского совета. Здание было отреставрировано, и сегодня в нем располагается Дворец бракосочетания.
Материал подготовлен при поддержке Дмитрия Фадеева, заведующего отделом истории Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова.