Реклама в Симбирске
Доходный дом Зеленковых. Начало XX века
Понятная даже безграмотным
История рекламы богата и причудлива, корнями уходит в античные времена, но настоящего расцвета она достигла в условиях развивающейся рыночной экономики.
На первых этапах своего существования реклама редко покидала границы местных базаров и центральных улиц, где, как правило, сосредотачивалась городская торговля. Можно представить симбирский городской базар конца XIX – начала XX века, где с утра стоял несмолкаемый гул голосов, слышались выкрики уличных торговцев, наперебой расхваливающих свой товар. «Живые раки, свежие раки!», «Сотовый мед!», «Табак, табак, табак!» – кричали мужчины. Их перебивали высокие женские голоса: «Орехов сырых, орехов каленых!», «Груша, парена груша!».
По мере удаления от базара голоса доносились все тише, начинались главные торговые улицы, с изобилием лавок, магазинов, мастерских ремесленников. На глаза потенциального покупателя то и дело попадались всевозможные вывески. Они не отличались высокохудожественным исполнением, зачастую просто обезображивали архитектурный облик города, но это не сильно волновало их владельцев. Главным для каждого из них было, чтобы его реклама была заметной и по величине, и по цвету, и по размеру, и, конечно, понятной каждому.
Даже безграмотному симбирянину, каковых в городе было немало, хватало одного взгляда на вывеску или витрину встречного заведения, чтобы догадаться, чем оно богато. Если над входом висел сапог, значит, здесь можно купить или заказать обувь, если крендель – знай, булочная. На вывесках табачных лавок главное место занимал человек в чалме с сигарой во рту. Портновскую мастерскую легко можно было узнать по изображенным на вывеске брюкам или пиджаку, аптеку – по знакомому и в наши дни символу змеи над чашей, питейное заведение – по двуглавому орлу над входом, так как этот доходный в России вид торговли чаще всего был государственной монополией.
Контраст безвкусицы и вкуса
Помимо подобных символов в глаза бросались вывески с фамилиями владельцев этих заведений. Поскольку в те годы торговля и ремесло были обычно семейным делом, фамилия служила прекрасной наружной рекламой семейному бизнесу, ее с гордостью крупными буквами размещали на вывесках, она являлась гарантией честной торговли и качественного товара.
Всмотримся в одну из старых симбирских фотографий улицы Гончарова. В центре ее двухэтажное кирпичное здание – доходный дом купца Зеленкова (ныне Гончарова, 17), на нижнем этаже которого разместились: магазин модных шляп Виноградовой, чья-то парикмахерская, магазин женевских часов Урьева, магазин ателье Фалкина; у его входа на двух больших рекламных щитах изображены мужские костюмы и надпись «Принимаются заказы». Вывеска «Фруктовая торговля» указывает вход в подвальное помещение.
С 1908 года верхний этаж дома занимал художественный театр (кинематограф) «Модерн». Примечательна изображенная на фасаде эмблема в виде летучей мыши (образ, характерный для данного художественного стиля). Над ней – венчающая здание скульптура музы с факелом в руке, под ней – красивая вывеска-афиша, представляющая собой большой щит в обрамлении деревянной резьбы из растительного орнамента. На афише помещены фотографии то ли кадров из фильмов, то ли актеров кино. В центре, в оконном проеме, еще одна скульптурная группа. Весь этот выполненный со вкусом рекламный комплекс обращает на себя внимание своим выразительным изяществом и служит контрастом чересчур крупным и ярким вывескам нижнего этажа. Подобным образом выглядели многие доходные дома на центральной улице города.
Наружную рекламу дореволюционного Симбирска дополняли цилиндрические тумбы для афиш и объявлений, стоявшие обычно на самых оживленных городских перекрестках.
За установкой наружной рекламы следили городская и ремесленная управы. Они «казнили и миловали». По их распоряжению предприниматель мог поплатиться вывеской за неуплату налогов и другие прегрешения. Лишались права иметь вывески на своих заведениях неблагонадежные дома, списки которых всегда имелись в местном полицейском управлении.
Самая независимая литература
Печатная реклама появилась ближе к середине XIX века, ее сразу же окрестили «самым прочным и независимым видом литературы». Рекламные объявления вначале изредка публиковались на страницах губернских газет, по мере развития пароходства на Волге попали в волжские путеводители, а с 1870-х годов начали выходить в виде отдельных «Листков объявлений».
С 1874 года трижды в неделю выходил такой «Листок» в Казани. Бесплатно он рассылался по почте и через рассыльных во многие частные дома, присутственные места, магазины, кафе-рестораны, гостиницы и номера для приезжих, вагоны конно-железных дорог, во время навигации – во все идущие мимо Казани пароходы. Объявления в «Листок» принимались в разных городах – Нижнем Новгороде, Саратове, Москве, Риге, Екатеринбурге, также в Симбирске в лавке купца Кудряшева на Дворцовой улице.
Позднее подобные рекламные справочные издания стали печататься в Симбирске. Причем постоянного издателя у них не было, право на издание приобреталось на торгах в городской думе.
Один из первых путеводителей по торговым точкам города, который назывался «Где что можно купить в Симбирске», появился в 1901 году, его издал купец Мясников. В путеводителе товары группировались по видам (посуда, мебель, галантерея и так далее), что было очень удобно для покупателей.
В советские годы расцвет рекламы пришелся на годы НЭПа. Позже из-за отсутствия конкуренции она пошла на убыль, а вскоре была сведена к минимуму.
Из книги «Симбирск купеческий. Часть I. Очерки о симбирском предпринимательстве». Материалы предоставлены Корпорацией развития промышленности и предпринимательства Ульяновской области
Корпорация развития промышленности и предпринимательства Ульяновской области
проезд Максимова, д. 4 (Дом предпринимателя)
Центр «Мой бизнес»
+7(8422)41-86-71, +7(8422)41-41-45
Получить подробную информацию о проекте "История симбирского предпринимательства" можно в Доме предпринимателя (Центре "Мой бизнес")