Сарагоса – родина Франсиско Гойи
Фото: Ольга Ронжина
Этот город, который со дня на день станет «миллионником», лежит посередине 600-километрового пути от Барселоны до Мадрида, на берегах реки Эбро. Перед Сарагосой пересекаешь гринвичский меридиан. Он отмечен незатейливой аркой, перекинутой через автостраду, металлоконструкцией, покрашенной в салатовый цвет.
Внешне – ничего особенного. Но ощущаешь, что пересек некую важную черту, пусть и отраженную только на карте, но имеющую отношение ко всей планете и ко времени на ней. И еще думаешь о том, как ты далеко от дома: точка восточной широты, на которой стоит Ульяновск, – 43 градуса 23 минуты.
Беглец возвращается с победой
…Он еще вернется и в столицу, и в родную Сарагосу. Но сейчас двадцатилетнему Гойе лучше исчезнуть из Мадрида и вообще из Испании. В последнее время его преследуют неудачи. После шестилетнего обучения у сарагосского живописца Хосе Лусана-и-Мартинеса (художника довольно среднего, но давшего мальчику основы ремесла) Гойя в 1763-м проигрывает конкурс на лучшую копию гипсового Силена. В 64-м его не принимают в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде. Через два года – снова вступительные экзамены, и снова провал. И, наконец, эта досадная история! Боже праведный, за что?!
Франсиско, высокий и сильный парень, в душе искренне предан церкви и королю. Но он – испанец до мозга костей, гордый, вспыльчивый и необузданный. Он лихо танцует хоту и поет народные песни, аккомпанируя себе на гитаре, а досуг его в основном посвящен упорным ухаживаниям за дамами. Гойя не против принять стаканчик вина и вволю подраться на кулаках, а иногда и продемонстрировать свое владение складным ножом-навахой.
Об этом молодом сарагосце, который в столице без году неделя, уже ходят слухи, что он – бретёр, драчун и соблазнитель. И не удивительно, мол, что в массовой драке, в которой он участвовал, убит местный житель. Над Гойей нависла угроза суда, а что еще хуже – угроза мести родственников погибшего. С местью в Испании все серьезно.
И в 1766 году Гойя уезжает в Италию, в Рим. Этот отрезок жизни художника остается в истории белым пятном. А где нет фактов, там рождаются легенды. Одна из них – об этой кровавой драке. Вторая, не менее возможная, – легенда романтическая, о том, что Гойя соблазнил чью-то то ли жену, то ли подругу, и у нее, конечно, нашлись защитники. Третья – что он путешествовал с группой странствующих тореадоров. Он сам потом не раз вспоминал, как выходил с мулетой и эстоком (шпагой) против быка…
Вынужденный отъезд оборачивается благом для беглеца. В Мадриде Франсиско убедился, что уровень профессиональной подготовки, полученный на родине, не соответствует его амбициям. Италия же – Мекка для живописца. И Гойя начинает учиться. Внимательно рассматривает и копирует работы гениев Возрождения, художников барокко и рококо. Через пять лет, в 1771-м, он получает вторую премию в конкурсе Пармской академии художеств за картину «Ганнибал, взирающий с высот Альп на итальянские земли».
На родину Гойя возвращается в том же году, уже имея некоторое признание. Ему поручают роспись купола одной из капелл Сарагосского кафедрального собора Сеньоры-дель-Пилар. Поначалу он не жадничает: берет 15 тысяч реалов вместо 25 тысяч, которые запрашивает другой художник, и «перехватывает» заказ. Темы двух фресок – «Поклонение имени Бога» и «Царица мучеников». Заказчики в восторге от них! До сих пор собор и вся Сарагоса гордятся этими ценностями...
Под покровительством Девы дель-Пилар
Базилика-де-Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар необычайно красива. Создание храма связано с именем святого апостола Иакова (Сантьяго). Примерно в 40-м году новой эры он проповедовал в этой части Испании. Но местное население не хотело слушать Слово Божье. Очень расстроенный этим фактом, святой Иаков как-то молился в одиночестве на берегу реки. И тогда ему явилась Богородица, стоящая на колонне («дель-Пилар» и значит «на колонне»). Она подарила апостолу свою статуэтку и небольшой фрагмент колонны, а также повелела основать на этом месте часовню в ее честь. Через год первая в мире часовня, посвященная Деве Марии, была построена. Среди местного населения сложилась христианская община. Но сам апостол Иаков не успел насладиться результатами трудов своих. Он вернулся в Иерусалим и в 44-м году был казнен.
Небольшая часовня на берегу Эбро за два тысячелетия несколько раз была разрушена и возведена вновь. Современное здание с пышной отделкой в стиле барокко строилось в основном с 1681 до 1872 года. А последние из четырех девяностометровых башен, установленные по углам базилики, возведены уже в XX веке, в 1907 и 1961 годах.
Деревянная статуэтка Мадонны с младенцем Иисусом, которая сейчас находится в соборе, изготовлена в XIV или XV веке. Высотой она 39 сантиметров и стоит по-прежнему на невысокой яшмовой колонне. По традиции, часть колонны закрыта красивой «юбочкой». Цвета и отделка этой «мантии» периодически меняются. Новое одеяние статуэтке готовят лучшие мастерицы Испании.
Святыне Сарагосского собора приписывают множество чудес. Например, в XVIII веке некий прихожанин, у которого не было одной ноги, до самозабвения молился Деве Пилар. За это он получил в подарок от Богоматери новую ногу. Местные предания утверждают, что по этому факту состоялся суд, были выслушаны свидетели, и судьи приняли решение о достоверности чуда.
В 1936 году, во время Гражданской войны в Испании, страшная опасность нависла над самим собором. Три города – Севилья в Андалусии, Овьедо в Астурии и Сарагоса в Арагоне – были захвачены националистами на второй день путча, 18 июля. Они стали плацдармами восставших. На них были направлены вооруженные силы республиканцев. Через 16 дней после восстания, 3 августа, подполковник-республиканец Вила Сандино, как пишет сайт «Маленькие истории», отдал приказ экипажу бомбардировщика, взлетающего из Барселоны, провести разведку и сбросить бомбы в самое сердце мятежной Сарагосы.
Часть военных, оккупировавших город, и множество горожан укрывались в кафедральном соборе. Сарагосцы верили, что религиозную святыню бомбить не будут. Но на войне как на войне! На базилику республиканцы сбросили три бомбы типа ФАБ-50. К счастью, фугасы не взорвались. Один упал на площади, и теперь он укреплен на внешней стене собора. Вторая бомба прошила крышу и фреску Франсиско Гойи. Дыру залатали, а фреску отреставрировали. Третий фугас прошел наискосок внутри колонны и тоже задел фреску. Эту «рану» оставили в память о войне. Две авиабомбы стали экспонатами специальной витрины, оборудованной в соборе.
И еще раз, как считают местные жители, Сеньора-дель-Пилар спасла кафедральный собор в 2013 году. Левые радикалы тогда заложили в нем бомбу. Она взорвалась. Но никто не пострадал.
Какой собор главный?
В Сарагосе – небывалое дело! – сразу два кафедральных собора. Метрах в пятидесяти от Базилики Сеньоры-дель-Пилар находится Собор Крещения Спасителя (La Catedral del Salvador en su Epifania), или просто Собор Спасителя. Еще одно краткое его название – Ла Сео (кафедральный собор). С начала XIII до начала XV века это было место коронации арагонских королей. В XVII веке началась борьба Ла Сео и Дель-Пилар за звание кафедрального собора Сарагосы. Наконец, в 1676 году римский папа принял решение: шесть протоиереев и 12 каноников должны жить в первом соборе, столько же – во втором. А настоятель – по полгода в каждом из них. С тех пор в столице Арагона два со-кафедральных собора.
Со-кафедральный Собор Крещения Спасителя (Ла Сео)
В 1998 году завершилась реставрация Собора Спасителя. Зодчие раскрыли элементы всех эпох, оставшиеся в истории строительства этого прекрасного здания, от мечети VIII века и церкви в новороманском стиле до собора в стиле мудехар. Это поистине энциклопедия истории испанской архитектуры в одном здании!
Площадь старой Сарагосы
Рядом с Ла Сео сарагосцы установили необычный памятник своему земляку Франсиско Гойе. Фигура художника поднята на высокий постамент, а перед ней – изваяния двух героев его картин.
Буквально в десяти минутах ходьбы от площади в ноябре 1979 года был создан музей Франсиско Гойи. Жители Сарагосы, профессор Хосе Камон Аснар и его жена, купили один из красивейших особняков города для хранения произведений искусства. Коллекция музея собрана фондом по охране культурного наследия Ibercaja Foundation. Всего в экспозиции 500 экспонатов. 15 из них – это живописные работы Гойи. К тому же здесь собрана полная коллекция его гравюр.
А на другой стороне площади, напротив Ла Сео, создана интересная композиция с фонтаном. Вода стекает по большой плоскости – по карте Испании – и падает в бассейн. Перед бассейном установлен Земной шар.
Под самой же площадью находится Музей Древнеримского форума, который располагался на этом месте в начале первого тысячелетия. Также туристы любят посещать руины древнего римского амфитеатра, посвященного Цезарю Августу (от этого имени и произошло название города Сарагоса – Цезараугуста).
Еще один уникальный объект в городе – дворец Альхаферия, который находится в полутора километрах от центра. Это настоящая мавританская крепость, заложенная в IX веке. В 1118 году, после победы Альфонса I Воителя, Альхаферия стала резиденцией арагонских, а затем католических королей. Потом здесь заседала инквизиция и была тюрьма. Крепость несколько раз перестраивалась. Во время реставрации в середине прошлого века ей вернули первоначальный вид. Сейчас в замке располагаются музей, Законодательное собрание и суд Арагона.
Всего же в Сарагосе 10 музеев. Самый крупный – Музей Сарагосы, в котором один раздел посвящен археологии, второй – истории изобразительного искусства. В Доме главы Ла Сео собрана коллекция гобеленов. В бывшем епископском дворце открыт религиозный музей «Альма-матер». Есть в Сарагосе свой пресноводный Аквариум, Музей оригами, Музей речного порта на Эбро и другие экспозиции.
«Женщинам вход воспрещен!»
…Итак, духовенство и прихожане с энтузиазмом приняли работу Франсиско Гойи в Базилике Сеньоры-дель-Пилар. Художнику поступили новые заказы. Один из них – роспись оратория (помещения для молитв) в Картезианском монастыре Аула Деи, что в десяти километрах от Сарагосы.
С 1772 по 1774 год Гойя написал одиннадцать эпизодов из жизни Богородицы – покровительницы ордена. К нашему времени их осталось только семь, и те, как пишут специалисты, в значительной степени испорчены неудачной реставрацией. До сих пор эти работы малоизвестны, потому что в монастырь довольно трудно попасть.
XIX век сложился для этих фресок и для Аула Деи в целом очень трудно. В 1809 году французские войска устроили там казарму. Через четыре года монахи вернулись. Но в 1836-м им снова пришлось «освободить помещение», когда государство отобрало имущество большинства монастырей. Картезианцы вновь купили свои постройки в начале XX века, чтобы поселить туда две «бездомные» общины этого ордена, высланные из Франции.
В 1996 году в Испании и во всем мире отмечали 250-летие Франсиско Гойи. Накануне юбилея произошел громкий конфликт между общиной монастыря и светскими властями страны. Правительство потребовало открыть доступ к произведениям Гойи для всех желающих. Картезианцы, ведущие очень замкнутый образ жизни, наотрез отказались. До сих пор (а этот монастырь существует с середины XVI века) даже ни один посторонний мужчина не мог попасть на территорию монастыря без специального разрешения. А чтобы в монастырь прошла женщина, ей нужно было разрешение (булла) самого папы римского. С начала XX века там побывали только три женщины: инфанта в 1913 году, реставратор в 1978-м и секретарь суда в 1995-м. Все они выправляли документы в Ватикане.
Споры и раздоры шли два года. Картезианцы под давлением властей и общественности разрешили туристам раз в месяц посещать помещение, где находятся фрески. Но поскольку община считала, что ее устав таким образом грубо нарушен, в 2011 году она переехала в другой монастырь. Комплекс зданий вместе с ценной библиотекой был передан католической организации Chemin Neuf. Теперь желающие все-таки могут посмотреть работы Гойи в Аула Деи.
Прощай, Сарагоса!
В 1775 году Франсиско Гойя с женой Хосефой переехал в Мадрид, где жил брат Хосефы, Франсиско Байеу, также уроженец Сарагосы. Он был представителем академического направления в живописи, придворным художником Карла III. В столице Гойя работал в его мастерской.
В 1780 году Байеу предложил Гойе расписать купол в сарагосском соборе Сеньора-дель-Пилар. Контракт был заключен. Художники принялись за работу. Но поскольку Гойя и академизм плохо сочетались друг с другом, родственники рассорились вдрызг. Байеу требовал, чтобы Гойя переделал эскизы. Масла в огонь подлили капитул собора и совет священников, поддержав Байеу. Гойя так обиделся, что потом много лет ноги его не было в Сарагосе.
Сарагосский период творчества художника закончился. Гойе было тогда 34 года. Впереди у него были успешная придворная карьера, слава, богатство, а затем – болезнь, глухота, тревожные и просто страшные офорты, «Дом глухого» и, наконец, эмиграция во Францию… Но все это ждало испанского живописца в Мадриде, где мы с вами, уважаемые читатели, побываем в следующий раз.