– Мы возмущены нынешней ситуацией на рынке, и еще больше – действиями администрации Ульяновска как в отношении внешнего облика НТО, так и незаконно установленных объектов. Чтобы не озвучивать «сырую» позицию, я изучил опыт других регионов. Мы понимаем, что ситуация с НТО в любом случае рано или поздно будет как-то развиваться. И есть два возможных варианта.
Первый – пойти по московскому пути, когда власти законным методом убрали огромное количество объектов, не спрашивая мнения бизнеса и руководствуясь только эстетикой и текущими веяниями. Второй вариант – история Ярославля. Там местные власти разработали адекватные стандарты внешнего вида НТО. Они прошли тяжелую процедуру общественных слушаний и были приняты. Тем предпринимателям, которые оказались готовы и согласились реконструировать свои объекты согласно новым стандартам до конца срока аренды, в качестве меры поддержки пролонгировали договоры. Таким образом, в Ярославле сохранили 1300 из 1500 нестационарных торговых объектов. И я предложил перенять этот опыт, вынес его на обсуждение членов Общественной палаты Ульяновской области.
Основная масса договоров аренды у ульяновских НТО заканчивается в 2024 году. Сейчас говорят, что эти места будут выставляться на торги. Основания для пролонгации договоров нет: объекты не соответствуют новым правилам благоустройства. Мы в настоящий момент отстаиваем позицию, оставить действующие объекты, несмотря на новые правила. Это очень важный момент. Но в 2024 году все это закончится. И в своем прежнем виде НТО работать не смогут. Поэтому если не принимать каких-то решений, печальный исход неминуем.
Хочу отметить важный момент: мы всегда настаивали на том, что незаконно установленные НТО нужно сносить. Это объекты недобросовестной конкуренции, они портят внешний облик Ульяновска и репутацию бизнеса. Но, как оказалось, у города для этого даже нет предусмотренных средств. А ведомство, которое должно заниматься сносом, объективно с этим не справляется. Хорошо хоть, что городские власти заявляют честно: у нас нет для этого ни специалистов, ни денег, ни времени. При этом зачастую бывает и обратная ситуация: по жалобе человека, которому на дороге помешал какой-то объект, установленный законно и соответствующий всем нормам, чиновники принимают решение о сносе, чтобы общественность не бунтовала.
Пока мы не решим вопрос с незаконными объектами, ни о каких дальнейших действиях, изменениях облика города мы говорить не можем. Это невозможно, пока на рынке царит недобросовестная конкуренция.
Мой посыл таков: я призываю бизнес прийти к единому образцу. Я вижу в этом не какие-то риски для предпринимателей, а, напротив, позитивный момент развития, когда внешний вид и вывеска дают плюс 10-15% к увеличению числа посетителей. Плюс к этому – адекватные компенсационные меры, пролонгация договоров аренды, гарантия безопасности, что бизнес и дальше будет работать.
Все эти нормы должны заранее обсуждаться, их нужно детально прописать. Мы должны начать приведение в порядок внешнего облика Ульяновска хотя бы с маленьких объектов, чтобы сделать родной город эстетичнее и красивее.