Создание индивидуальных туров – сложная, но увлекательная работа
Динара Тахировна Ефремова родилась в Узбекистане. Окончила Ульяновскую сельхозакадемию. Работала в ГК МОТОМ. В туристическом бизнесе – с 2006 года. Замужем, двое сыновей.
– Динара, с тех пор как вы впервые появились на обложке «ДО», минул год. Что произошло в вашей жизни за это время?
– Горжусь, что по итогам 2019 года компания «Одиссея» заняла шестое место по стране по продажам (в городах с населением до 1 млн) в рейтинге одного из крупных федеральных туроператоров. В прошлом году мы были на 11 месте. Также мы вошли в топ-15 по продаже туров в Афины – у одного из нишевых российских туроператоров.
Еще одним из глобальных изменений стало создание на базе компании «Одиссея» Школы туризма, она ориентирована на желающих получить навыки в области туризма. Уже был первый выпуск.
– Сами растите себе конкурентов?!
– Скорее, решаем проблему кадрового голода в отрасли. Многие ведь не представляют, что такое труд профессиональных турменеджеров, думают, сидим мы такие красивые, смотрим картинки, подбираем туры… ничего сложного! А ученики нашей школы не только получают теоретические знания, но и проходят практику в нашем турагентстве, своими глазами видят изнанку «красивой» работы. Проходят своеобразную проверку на профпригодность.
Самых перспективных выпускников мы уже взяли в свою команду. В феврале набираем новую группу, уже поступает много заявок из других турагентств, обращаются и те, кто хочет обучаться индивидуально для того, чтобы открыть свою компанию. Правда, не многие выдерживают…
– Вы и сами учитесь, аж в трех учебных заведениях!..
– Да, сейчас получаю бизнес-образование, а также учусь в педуниверситете по специальности «Управление образовательными системами». Мне это необходимо для получения лицензии профессионального обучения, это следующий этап развития нашей Школы туризма. Будем нашим выпускникам вручать государственные сертификаты. Хочется дальнейшего роста, в планах есть преподавание в вузах, которые специализируются на подготовке специалистов в области туризма. Сегодня здесь много преподавателей-теоретиков, а специалистов-практиков не хватает и, соответственно, молодые студенты, выпускники вузов, совершенно не подготовлены к реальной работе.
– Смотрю, в вашем Инстаграме – заманчивое французское предложение на майские праздники. Париж, Нормандия… сама недавно была в этих сказочных местах и немножко завидую тем, кому еще представится знакомство с ними.
– Да, это авторский тур, и я снова сама везу группу. В программе – знакомство с легендарными достопримечательностями французской столицы и ее глубинки, дегустации сыра, колбас, сидра, кальвадоса. Будет весело!
У кого нет визы – поможем, организуем трансфер в визовый центр, в казанский аэропорт.
В качестве бонуса – лайфхаки от бывалых для бюджетного отдыха – кафешки, магазины…
А осенью планируем авторский тур в Сингапур – Куала-Лумпур – остров Борнео, где тоже будет комфортно, удобно и сравнительно бюджетно. Если такой тур продавать индивидуально, его стоимость окажется в 2,5 раза выше. И турист-одиночка не будет себя чувствовать в далекой стране так уверенно, как при групповом заезде.
Мы осознаем всю меру ответственности за качество отдыха наших клиентов, понимаем, что путешествие – это не товар из магазина, который можно сдать или обменять, – эмоции остаются на всю жизнь, и мы стараемся, чтобы они были только положительными.
– Тут, наверное, еще и вопрос репутации? В век соцсетей пост какого-нибудь недовольного туриста не проходит незаметным!
– Тут виной, считаю, недостаточная осведомленность. Ведь даже если ты изначально знаешь, что отель слабоват, то предупреди своего клиента, скажи ему, чем чревата экономия каких-то 10 тысяч рублей: получишь другой вид за окном, иное качество завтрака или соответствующий контингент отеля.
Достоверная информация – вот основа наших взаимоотношений с туристом. Мы гарантируем качество, всегда выполняем обязательства перед своими клиентами. Когда в прошлом году обанкротился один китайский туроператор, «Одиссея» стала практически единственным агентством, которое закрыло все долги перед своими туристами. Сумма компенсации была велика, зато мы заслужили уважение и у туристов, и у игроков туристического рынка.
– Сотрудники компании разделяют ваши ценности?
– Да, и я рада, что сегодня в «Одиссее» сложился такой коллектив, где каждый болеет за свое дело, ответственно подходит к обязанностям. Знаю, что мои сотрудники не бросят туриста на полпути, они готовы постоянно учиться, безропотно отправляются в обучающие поездки два раза в год, невзирая на семью, детей.
И очень благодарна своей команде за то, что она меня поддерживает: 2019 год был сложным для российского бизнеса в целом и для нашей отрасли в частности.
– Большинство ульяновских турагентств специализируется на обычных пакетных предложениях в Турцию, Грецию...
– Конечно, продажа турпакетов является основой нашего бизнеса, но заниматься этим может любое агентство. Мне же лично хочется уже чего-то нового, более глобального. Хочется показать жителям нашего города и другие, не столь традиционные направления. Зачастую многие думают, что все это дорого и недоступно, но на самом деле это не так.
Сейчас мы делаем ставку на индивидуальные туры, их создание – большая, сложная, но очень увлекательная работа, настоящее творчество. «Одиссея» развивается сейчас именно в этом направлении.
У нас уже есть постоянные программы. Так, первые заезды в Японию оказались удачными, и в марте 2020-го едем туда снова. Группу из 26 человек набрали буквально за два часа. Предложили не только интересную программу (поездка в горную императорскую резиденцию с дворцами, храмами и безумно красивыми горными реками и водопадами, к знаменитым горячим источникам у подножья Фудзиямы, в Йокогаму и т.д.), но и приемлемые цены, в два раза дешевле того, что сейчас предлагается на рынке, – мы напрямую работаем с японскими туроператорами.
– Пьер Карден был в Стране восходящего солнца 58 раз…
– О, я готова повторить его подвиг! (смеется). Мне очень нравится Япония, и я, наверное, там даже смогла бы жить, несмотря на то, что мне комфортно в моем городе, где так много интересных людей. Японцы же – очень закрытая нация, редко принимают чужаков. Но там очень интересно!
– А какая страна вам не зашла совершенно?
– Чехия! Причем это первая страна, в которой я побывала за границей, но даже на тот момент она меня не особо впечатлила. Через некоторое время я вернулась, но нет, особой любви не прибавилось. Хотя мы очень хорошо продаем туры в Чехию. Сегодня это самая популярная европейская страна среди наших туристов.
– Декабрь – для вас двойной праздник: день рождения компании и Новый год. Как предпочитаете отмечать эти даты?
– День рождения, как обычно, на работе, накрываем в офисе стол, приглашаем «на огонек» клиентов. А Новый год теперь предпочитаю встречать в кругу семьи. Накануне готовлю всякие блюда, потом мы празднуем с родными, смотрим любимые фильмы, дарим детям подарки.
Раньше в новогодние праздники куданибудь уезжали, например, детям нравилась Финляндия. Но с годами уже хочется быть дома в это время.
– А своих клиентов куда чаще всего отправляли в конце декабря?
– В основном в Эмираты, были хорошие полетные программы из Самары и Казани, недорогие туры. Последние три года таких низких цен на это направление не было вообще. К сожалению, это связано с низкой покупательской способностью россиян.
– Вы – завсегдатай Музыкальных Ассамблей Владимира Рыжих. В этот раз не видно было вашего сына Данила.
– Да, раньше он вел викторины от нашего агентства на Ассамблеях, где я встречаю многих своих туристов. Сейчас сын учится в вузе, у него нет времени, да и сферу своих интересов он поменял.
– А что ему сейчас интересно?
– Мы четыре года углубленно готовились к поступлению на физико-математический факультет, в итоге после сдачи последнего экзамена сын заявил, что он гуманитарий. А сейчас у него и вовсе открылся писательский талант. Начал писать детские книжки – сказки, комиксы, к весне закончит полноценный роман. Данил занимается у профессионального журналиста, много читает. Наблюдаю, что будет дальше.
– Интересен ли ему ваш бизнес? Помогает вам в делах?
– А у него выхода другого нет! (смеется). Решили, что сын пойдет учиться в февральскую Школу туризма, а в мае отправлю его в Казань, – планирую открыть филиал в столице Татарстана, нужно, чтобы там был свой человек.
– В игре «Монополия Ульяновск» единственная туристическая компания – «Одиссея». Интересно, как разработчики видят модернизацию вашего агентства – открытие офисов во всех районах города и области, продажа франшизы и… эксклюзивное право на продажу туров в Арктику. А как в жизни?
– Мы уже открыли офис в ТЦ «Пушкаревское кольцо», больше пока не планируем, не вижу смысла «распыляться». И до франшизы еще не доросли. Глобализацию вижу в другом: будем расти качественно, продолжим работать над созданием авторских туров, развитием Школы туризма, то есть над теми «фишками», которые отличают «Одиссею» от других турагентств.
Что касается Арктики, то мы продаем туда туры, нужно только бронировать их за 10-12 месяцев. В год набирается по 2-3 экспедиции.
– Будете ли в 2020 году вести в «ДО» популярную рубрику «Путешествия»?
– Да, конечно, и это единственное издание, где мы вообще размещаемся со своими предложениями: видим отдачу. Стратегическое решение – сотрудничать с журналом – оказалось верным, и я очень довольна нашим партнерством.
– О чем прочитают наши читатели в марте?
– Об африканской стране ЮАР, об ее шикарной столице. Среди ульяновских путешественников Кейптаун – пока недооцененный город, многие даже не знают, «с чем его едят». Между тем, это очень популярное сегодня направление, и мы приглашаем наших туристов по достоинству оценить это направление, совершив с «Одиссеей» новые незабываемые открытия.
Фото: Николай Кужаков, Виктория Чернышева, Rashida Kocak